Верховный Суд признал противоправным налоговое обязательство по платежу транспортный налог с физических лиц за 2015 год, начисленное нашему клиенту.

 Так, Верховный суд отметил, что начисление истцу налогового обязательства по платежу транспортный налог с физических лиц в 2015 году, является противоправным и противоречащим принципу стабильности, определенном в статье 4 НК Украины.

Статьей 4 НК Украины определены основные принципы налогового законодательства Украины.

Одним из принципов налогового законодательства Украины является принцип стабильности, согласно которому изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Согласно статье 8 НК Украины в Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин.

Статьей 265 НК Украины установлено, что налог на имущество состоит из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога; платы за землю.

Пунктом 10.2 статьи 10 НК Украины установлено, что местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю).

Согласно п. 12.3 статьи 12 НК Украины сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решения об установлении местных налогов и сборов.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что установление налога на имущество, в том числе в части транспортного налога, является безусловным долгом местного совета, который должен быть выполнен путем принятия соответствующего решения.

Подпункт 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса Украины императивно регулирует порядок опубликования и применения решений местного совета об установлении местных налогов.

Так, решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Подпунктом 12.3.5 пункта 12.3 статьи 12 Налогового кодекса Украины установлены специальные правовые последствия невыполнения местной советом своего долга по установлению местных налогов. Так, в случае если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных общин, созданная в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, не приняла решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, обязательных согласно нормам настоящего Кодекса, такие налоги до принятия решения справляются исходя из норм этого Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Из содержания приведенной нормы следует, что взимание неустановленного обязательного местного налога в размере минимальной ставки применяется в случае, если соответствующее решение местного совета (решение об установлении местных налогов и сборов, предусмотренное подпунктом 12.3.4 пункта 12.3 статьи 12 Налогового кодекса Украины) не было принято.

Следовательно, для применения последствий, предусмотренных пунктом 12.3.5 пункта 12.3 статьи 12 Налогового кодекса Украины, должно иметь место противоправное бездействие местного совета о непринятии обязательного решения об установлении местного налога, в частности, транспортного.

Соответствующее бездействие может возникнуть только после того, как истекут сроки, в течение которых местный совет должен принять решение об установлении обязательного для взимания местного налога.

Таким образом, вывод о принятии местным советом решения об установлении местного налога можно сделать только после окончания бюджетного периода, в течение которого должны быть реализованы соответствующее полномочия. И только на следующий бюджетный период контролирующие органы на основании подпункта 12.3.5 пункта 12.3 статьи 12 Налогового кодекса могут начать взимания местного налога, который местный совет должен был установить согласно пункту 10.2 статьи 10 Налогового кодекса Украины, но не установил.

Соответственно, если в течение 2015 года местные советы не принимают решения об установлении транспортного налога, то исключительно с 2016 года (то есть с начала планового периода) могут применяться нормы подпункта 12.3.5 пункта 12.3 статьи 12 Налогового кодекса Украины.

Таким образом, независимо от принятия или непринятия соответствующего решения местным советом в 2015 году транспортный налог мог справляться не раньше 2016 года.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что у контролирующего органа отсутствовали правовые основания для вынесения обжалуемого налогового уведомления-решения и определения истцу денежного обязательства по платежу транспортный налог с физических лиц за 2015 год.

При рассмотрении дела, Верховный суд применил к спорным правоотношениям решение Европейского суда по правам человека по делам «Серков против Украины» (заявление №39766 / 05), «Щекин против Украины» (заявления №23759 / 03 и №37943 / 06), которые в соответствии со статьей 17 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» подлежат применению судами в качестве источника права.

Этими решениями было установлено нарушение статьи 1 Протокола, поскольку органы государственной власти предпочли менее благоприятное толкование национального законодательства, что привело к наложению на заявителя дополнительных обязательств по уплате налога.

Учитывая вышеизложенное, с учетом практики Европейского Суда по правам человека, которая сформировалась по императивности правила о принятии решения в пользу налогоплательщиков при существовании неоднозначности в толковании прав и/или обязанностей такого плательщика, а также роли решений Европейского Суда по правам человека как источника права в Украине, коллегия судей пришла к выводу о противоправности начисления истцу налогового обязательства по транспортному налогу за 2015 год.

Новини