телефон +380 (50) 401 8444
В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением мер обеспечения иска в случае обжалования налогоплательщиками подзаконных нормативно - правовых актов Министерства финансов Украины или Министерства доходов и сборов Украины и его органов, 25 декабря 2013 года Высший административный суд Украины издал Информационное письмо № 1770/12/13-13, в котором обратил внимание на следующее.
Часть первая статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины определяет, что суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может постановить определение о принятии мер обеспечения административного иска, если существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу, или защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без принятия таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидны признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.
Из содержания приведенной законодательной нормы следует, что применение судом мер обеспечения иска возможно, в частности, в случае наличия угрозы для реализации лицом своих прав и интересов или невозможности их защиты (восстановления) в дальнейшем.
При принятии мер обеспечения иска в виде приостановления действия оспариваемых подзаконных нормативно - правовых актов Министерства финансов Украины или Министерства доходов и сборов Украины (их отдельных положений), которыми устанавливаются, в частности, формы налоговой отчетности, определяется порядок реализации органами доходов и сборов своих полномочий, суды должны учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 46.4 статьи 46 Налогового кодекса Украины, если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам этого Кодекса, с такого налога или сбора, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. В случае необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнение к такой декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его подачи.
Учитывая изложенную норму законодательство предусматривает внесудебный порядок защиты налогоплательщиком своих прав и/или интересов, связанных с отражением в налоговой отчетности данных налогового учета. Налогоплательщик, независимо от установленной формы налоговой отчетности, имеет право подать соответствующую отчетность таким образом, который, по его мнению, правильно отражает содержание его прав и обязанностей в сфере налогообложения. Это не лишает права налогоплательщика обжаловать в суд нормативно - правовой акт (его отдельные положения), который, на его взгляд, не соответствует требованиям закона.
Вместе с тем, при решении вопроса по обеспечению иска налогоплательщика о признании незаконным нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, суды должны учитывать юридическую возможность самостоятельной реализации налогоплательщиком своих прав и обязанностей независимо от содержания форм налоговой отчетности.
На основании пункта 46.4 статьи 46 Налогового кодекса Украины налогоплательщик может реализовать свое право на должное, как он считает, отражение показателей налогового учета, даже до момента разрешения судом по существу дела о законности форм налоговой отчетности. При этом, обычно не создается неминуемой угрозы для реализации налогоплательщиком своих прав и обязанностей, а восстановление соответствующих прав в случае принятия судом решения в пользу налогоплательщика не может быть затруднено.
При таких обстоятельствах у судов отсутствуют предусмотренные частью первой статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины основания для принятия мер обеспечения иска в виде приостановления действия оспариваемого нормативно-правового акта, которым утверждены формы налоговой отчетности.
О принятии мер обеспечения иска по делам, предметом спора которых являются другие подзаконные нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти, который реализуюет государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, суды должны учитывать следующее.
Существование подзаконного нормативно-правового акта не во всех случаях исключает фактическую реализацию налогоплательщиками своих прав и интересов. В отдельных ситуациях налогоплательщики не лишены возможности действовать на основании нормативных актов высшей юридической силы, в частности Налогового кодекса Украины. При этом, в случае применения к такому плательщику негативных правовых последствий, в том числе определения контролирующим органом денежных обязательств такому налогоплательщику, этот плательщик не лишен права обжаловать в суд соответствующие начисления. При этом, суд будет разрешать спор с учетом иерархии нормативных актов, отдавая преимущество акту высшей юридической силы.
Учитывая изложенное, принимать меры обеспечения иска о незаконности нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, суды должны с учетом фактических объективных препятствий в реализации прав и интересов налогоплательщика или возникновения значительных осложнений в их защите в будущем.