Приказ Миндоходов Украины от 17.01.14 г. № 41 "Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений органов доходов и сборов в процессе рассмотрения жалоб на решения органов доходов и сборов касательно начисления сумм денежных обязательств"

17 января 2014 года Министерство доходов и сборов Украины утвердило Порядок взаимодействия структурных подразделений органов доходов и сборов в процессе рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения органов доходов и сборов касательно начисления сумм денежных обязательств.

Согласно принятого порядка, предварительный анализ жалобы проводит подразделение административного обжалования. При таком анализе подразделение административного обжалования выясняет:

-  Наличие обстоятельств, установленных законодательством, для оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения и/или ее возвращения налогоплательщику;

 - Какими доказательствами налогоплательщик подтверждает свои доводы и отражены ли в акте проверки обстоятельства, на которые в жалобе ссылается налогоплательщик;

- Обстоятельства, установленные проверкой, а также какими доказательствами они подтверждаются.

При проверке жалобы налогоплательщика на решение ГНИ, доначисление денежного обязательства в котором, связано с отработкой налогоплательщиков, отнесенных к рисковой группе субъектов хозяйствования, обязательным есть:

1) оценка определения в акте проверки цепи, по которой осуществлялось снабжение товаров (работ, услуг);

2) оценка соответствия выводов акта проверки касательно применения налогово-правовых доктрин;

3) оценка выводов, изложенных в акте проверки касательно не подтверждения фактов осуществления лицами хозяйственной операции.

При рассмотрении жалобы налогоплательщика должна учитываться позиция органа доходов и сборов, вынесшего обжалуемое решение.

Если материалы дела свидетельствуют, что позиция органа доходов и сборов по затронутым в жалобе вопросам определена в неполном объеме, а также при отсутствии документов, необходимых для объективного рассмотрения жалобы, подразделение административного обжалования направляет запрос в орган доходов и сборов низшего уровня.

Орган доходов и сборов низшего уровня предоставляет свое заключение и соответствующие документы в сроки, указанные в запросе органа доходов и сборов, который рассматривает жалобу.

Электронные копии документов, указанные в запросе, и заключение заносятся в базу АИС "Жалоба" и направляются средствами электронной связи в адрес органа доходов и сборов, который рассматривает жалобу.

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что орган доходов и сборов, принявший обжалуемое решение и/или рассмотрел жалобу, допустил нарушение налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов, а также в случае установления несоблюдения требований распорядительных документов Министерства доходов и сборов Украины, орган доходов и сборов высшего уровня может поставить вопрос и принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, которые допустили такие нарушения.

До принятия указанного выше порядка, рассмотрение жалоб налогоплательщиков на решения органов доходов и сборов, регулировался исключительно Налоговым кодексом Украины, а также Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 19.11.2012 № 1203.

Таким образом, с принятием Порядка взаимодействия структурных подразделений органов доходов и сборов в процессе рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения органов доходов и сборов по определению сумм денежного обязательства, процедура рассмотрения жалоб должна стать более совершенной, содержательной, ведь кроме определения четкой процедуры взаимодействия структурных подразделений, установлена также, ответственность за нарушение законодательства во время осуществления властных полномочий должностными лицами контролирующих органов.