Информационное письмо ВАСУ о практике рассмотрения споров, связанных с обжалованием решений о штрафных санкциях за нарушение требований законодательства, регулирующего оборот спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий

28 марта 2014 года Высший административный суд Украины подготовил информационное письмо № 375/11/14-14 председателям апелляционных административных судов относительно практики рассмотрения споров, связанных с обжалованием решений о применении штрафных санкций за нарушение требований законодательства, регулирующего оборот спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, а также вопросов, связанных с взысканием соответствующих сумм на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины «О суде и статусе судей».

В своем информационном письме Высший административный суд Украины отметил следующее:

С 1 января 2011 года (со дня вступления в силу Налогового кодекса Украины) у контролирующих органов в понимании Налогового кодекса Украины отсутствуют полномочия по принятию других решений, кроме налоговых уведомлений-решений, которыми могут быть начислены денежные обязательства.

Также, в случае принятия этими органами решения по начислению налогоплательщику штрафных санкций за нарушение требований законодательства, регулирующего оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, если такое решение по своей форме не соответствует налоговому уведомлению-решению, судам следует исходить из следующего.

Отдельные дефекты формы решения контролирующего органа не должны восприниматься как безусловные основания для вывода о противоправности спорного решения и, как следствие, о его отмене.

Если спорное решение принято контролирующим органом в пределах своей компетенции и из его содержания можно четко установить содержание этого решения (в частности, нарушение законодательства, которые применяются соответствующие санкции, и размер последних), такое решение может быть признано судом правомерным, даже если не соблюдены отдельные элементы формы спорного решения.

В таком случае, решение контролирующего органа о применении финансовых санкций за нарушение требований законодательства по регулированию оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, принятое не по форме, предусмотренной для налоговых уведомлений- решений, следует расценивать как налоговое уведомление-решение с отдельными дефектами, которые не меняют сути спорного решения.

Предложенный подход является универсальным принципом рассмотрения налоговых споров, в соответствии с которым предпочтение отдается содержанию документа по сравнению с его внешней формой.

 Подобные правила судам следует применять не только по спорным решениям контролирующих органов, но также и при оценке соответствия первичных документов, налоговых накладных, документов налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками т.п.

Вместе с тем, судам необходимо учитывать, что независимо от дефектов формы налогового уведомления-решения по начислению денежных обязательств по финансовым санкциям за нарушение законодательства по регулированию оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий на такие уведомление-решение распространяется действие норм Налогового кодекса Украины.

Предписания части пятой статьи 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которым в судебном порядке взыскиваются не выполненные субъектом хозяйствования решения органов, уполномоченных применять санкции за нарушение законодательства об обращении спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, могут применяться только в части, не противоречащей налоговому кодексу Украины. Таким образом, эта норма не касается налоговых уведомлений- решений, принятых контролирующими органами в понимании Налогового кодекса Украины.

В связи с указанным выше, предусмотренные соответствующими решениями суммы денежных обязательств подлежат согласованию в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины для согласования денежных обязательств, определенных контролирующим органом. В свою очередь начисленные такими решениями суммы денежных обязательств подлежат оплате как денежные обязательства в понимании Налогового кодекса Украины, а своевременно неоплаченные суммы взимаются в порядке, предусмотренном для взыскания налогового долга (то есть с обязательным направлением плательщику налоговых требований и т.д.).