Правовая позиция Верховного Суда Украины по делу №3-152гс14 о признании кредиторских требований банка к должнику и включении их в реестр требований кредиторов

           28 октября 2014 года Судебной палатой по хозяйственным делам Верховного Суда Украины принято постановление по делу №3-152гс14 о банкротстве акционерного общества, предметом которого был спор о признании кредиторских требований банка к должнику и включении их в реестр требований кредиторов на основании абзаца 2 ч. 8 ст. 23, ч. 9 ст. 45 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

            Банк обратился в суд с заявлением о признании кредиторских требований к должнику и включении их в реестр требований кредиторов, которые состоят, в частности, из задолженности по договорам ипотеки, заключенным между банком и должником как имущественным поручителем в обеспечение исполнения кредитных обязательств другого юридического лица (заемщика). Свои требования банк мотивировал невыполнением заемщиком обязательств по кредитному договору.

            Суд первой инстанции признал требования банка и включил их в первую очередь требований кредиторов как такие, которые обеспечены залогом.

            Постановлением апелляционного суда, оставленным без изменений Высшим хозяйственным судом Украины, решение суда первой инстанции отменено и банку отказано в признании кредиторских требований. В обоснование этой позиции суды отметили, что требования, обеспеченные недвижимым имуществом должника, являются имущественными, а не денежными обязательствами, поэтому не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

            Пересматривая постановление кассационной инстанции в порядке п.1 ч. 1 ст. 111-16 ХПК Украины, Верховный Суд Украины отметил следующее.

             В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Украины «Об ипотеке» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) ипотека является видом обеспечения исполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя, согласно которому ипотекодержатель имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки преимущественно перед другими кредиторами этого должника в порядке, установленном настоящим Законом.

            Частью 2 ст. 33 Закона Украины «Об ипотеке» предусмотрено, что в случае возбуждения производства по делу о восстановлении платежеспособности ипотекодателя или признания его банкротом или при ликвидации юридического лица - ипотекодателя ипотекодержатель приобретает право обращения взыскания на предмет ипотеки независимо от наступления срока исполнения основного обязательства, если ипотекодержатель и ипотекодатель не достигнут согласия о другом.

            Абзацем 2 ч. 8 ст. 23 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» предусмотрено, что распорядитель имущества обязан отдельно внести в реестр требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, согласно их заявлениям, а при их отсутствии - по данным учета должника, а также внести отдельно в реестр сведения об имуществе должника, которое является предметом залога в соответствии с государственным реестром залогов.

            Имущество банкрота, являющееся предметом обеспечения, не включается в состав ликвидационной массы и используется исключительно для удовлетворения требований кредитора по обязательствам, которые оно обеспечивает в соответствии с положениями абзаца 1 ч. 4 ст. 42 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» .

            В соответствии с ч. 9 ст. 45 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» погашение требований обеспеченных кредиторов за счет имущества банкрота, которое является предметом обеспечения, осуществляется во внеочередном порядке.

            Таким образом, законодатель обязал распорядителя имущества, независимо от наличия или отсутствия заявлений, по данным учета должника внести требования кредиторов, которые обеспечены залогом имущества должника, отдельно в реестр требований кредиторов, которые обеспечены залогом должника, и отдельно внести в реестр сведения об имуществе должника, являющегося предметом залога, которое используется исключительно для внеочередного удовлетворения требований ипотекодержателя.

            Требования банка, возникшие вследствие невыполнения должником обязательства по кредитному договору, являются денежными и такими, которые обеспечены ипотекой имущества по договорам ипотеки, поэтому вывод суда кассационной инстанции о признании требований банка имущественными и исключении их из реестра требований кредиторов является ошибочным и не основывается на требованиях законодательства.