Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 18.11.2014 г. № 1601/11/10/14-14

Анализ решений, принятых административными судами, показал, что некоторые из них в мотивировочной части содержат ссылки на решение Европейского суда справедливости (далее Суд) № 41/74 по делу «Yvonne Van Duyn v Homme Office».

В связи с этим, 18.11.2014 г. Высший административный суд Украины издал Информационное письмо №1601/11/10/14-14, в котором обратил внимание на следующее.

Решение №41/74 по делу «Yvonne Van Duyn v Homme Office» принято Европейским судом справедливости.

В соответствии со статьей 19 Договора о Европейском Союзе этот Суд обеспечивает соблюдение права при толковании и применении учредительных договоров Европейского Союза (Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза).

Для этого Суд проверяет законность актов институтов Европейского Союза, обеспечивает выполнение обязательств государствами-членами по договорам Европейского Союза, интерпретирует право Европейского Союза по просьбе национальных судов и трибуналов государств-членов этого Союза.

Такое определение компетенции и функций Европейского суда справедливости означает, что решения, принятые этим судом, являются обязательными прежде всего для сторон спора и могут иметь прецедентный характер в рамках правовой системы Европейского Союза, в частности использоваться самим Судом и судебными органами государств-членов Европейского Союза в при применении норм права Европейского Союза.

Согласно статье 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

На сегодня Украина не является государством-членом Европейского Союза. Учредительные договоры Европейского Союза не обязывают Украину, соответственно и решения Европейского суда справедливости не могут рассматриваться как источник права национальной правовой системы.

Статьей 17 Закона Украины от 23 февраля 2006 года № 3477-IV «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» установлено, что в качестве источника права суды при рассмотрении дел применяют Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по прав человека.

Европейский суд по правам человека - это международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции в межгосударственных делах и делах по заявлениям отдельных лиц.

В связи с таким национальным урегулированием и тем, что Украина является государством-членом Совета Европы, практика Европейского суда по правам человека является одной из основ правоприменения, поэтому решение этого суда применяются как источник права при решении административных споров.

Таким образом, следует различать решения Европейского суда по правам человека как органа, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Совета Европы, и решения Европейского суда справедливости, который действует только в пределах правовой системы Европейского Союза.

В то же время, учитывая европейское направление развития Украины и цель принятия Закона Украины от 18 марта 2004 года № 1629-IV «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», а также начало действия Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, правовые позиции, сформулированные в решениях Европейского суда справедливости, могут учитываться административными судами как аргументация, соображения относительно гармоничного толкования национального законодательства Украины в соответствии с принятым стандартам правовой системы Европейского Союза, однако не как правовая основа (источник права) урегулирования отношений, по которым возник спор.