телефон +380 (50) 401 8444
25 декабря 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».
Так, раздел XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины дополнен новым подразделом 9-2, который устанавливает механизм достижения налогового компромисса между налогоплательщиками и государством.
Налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса. Налогоплательщик, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.
Уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (описание) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации. До утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса налогоплательщик имеет право подать уточняющий расчет по действующей на момент подачи форме с объяснением мотивов его предоставления для применения налогового компромисса.
На случаи предоставления уточняющих расчетов налоговых обязательств не распространяются нормы статьи 50 этого Кодекса (о внесении изменений в налоговую отчетность).
При составлении уточняющих расчетов для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и/или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженных в уточняющих расчетах, которые одновременно отвечают следующим условиям: 1) представлены в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса, после 1 апреля 2014 года, 2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года; 3) по результатам предоставления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость за следующие отчетные (налоговые) периоды.
У налогоплательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.
Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость уплачивается в размере 5% такой суммы. При этом 95% суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.
Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или налога на добавленную стоимость в размере 95% в результате применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий.
Процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета.
Предоставление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса. В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем предоставления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем сообщает налогоплательщика в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса. Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса. Если контролирующий орган уведомил налогоплательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.
В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:
1) принимает налоговое уведомление-решение, в случае выявления нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подраздела (5% от суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость);
2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, подтверждающую правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.
Налоговое уведомление-решение или справку контролирующий орган направляет налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьями 42 и 58 НК Украины.
Уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.
Налогоплательщик оплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении в вышеуказанном размере в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки - день получения справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления - решения, принятого по результатам такой проверки.
В случае если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки, налоговый компромисс не применяется.
Процедура налогового компромисса распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда плательщик налогов получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в вышеуказанной сумме, такое налоговое обязательство считается несогласованным.
Процедура налогового компромисса относительно размера и сроков уплаты заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость распространяется также на случаи, когда у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки. В таких случаях налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган, который назначил документальную проверку или составил акт по результатам такой проверки, соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств в налоговых декларациях за отчетные налоговые периоды.
Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств. После достижения налогового компромисса такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.
В случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по уточненным операциями в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся.
Налоговый компромисс с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 НК Украины применяется к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года, и распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость независимо от того, проводились проверки контролирующих органов или нет за такие периоды.
Налогоплательщики с целью применения налогового компромисса имеют право подать уточняющие расчеты или заявления в соответствии с положениями этого подразделения в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу этим подразделением 92 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины, то есть со дня, следующего за днем опубликования этого Закона .
Кроме того, закон закрепляет, что деяние, совершенное налогоплательщиком или его должностными (служебными) лицами, которое привело к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, если такие налоговые обязательства уточнены согласно процедурам применения налогового компромисса и уплачены в бюджеты, нельзя считать умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей). В связи с этим, внесены соответствующие изменения в ст. 163-1 КУоАП, ст. 212 УК Украины: должностные лица предприятий освобождены от административной ответственности за нарушение порядка ведения налогового учета, а также от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), если налогоплательщик достиг налогового компромисса.