телефон +380 (50) 401 8444
В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение субъектов хозяйствования, бизнес-ассоциаций по поводу проблемных вопросов, связанных с практическим применением контролирующими органами положений налогового законодательства о применении налогового компромисса.
По результатам рассмотрения этих обращений Комитет отметил следующее.
1. Пункт 1 подраздела 92 НКУ предоставляет налогоплательщику самостоятельно воспользоваться процедурой налогового компромисса относительно занижения налоговых обязательств за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 путем подачи уточняющих расчетов налоговых обязательств вместе с перечнем (описанием) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей.
В соответствии с пунктом 7 подраздела 92 НКУ процедура налогового компромисса, установленная этим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение (далее - НУР), по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса.
Таким образом, налоговый компромисс возможен как по налоговым обязательствам, которые будут определены предприятием самостоятельно, так и в отношении несогласованных сумм налоговых обязательств, определенных в НУР, по которым не закончена процедура административного и/или судебного обжалования.
При наличии судебного решения, вступившего в законную силу и подтверждающего правомерность доначисленных контролирующим органом налоговых обязательств, в соответствии с положениями НКУ, процедура судебного обжалования НУР является законченной, а суммы налоговых обязательств согласованными, поэтому применение налогового компромисса невозможно.
В то же время, эта норма НКУ не содержит запрета на применение налогового компромисса после окончания процедуры судебного обжалования, результатом которого является судебное решение, вступившее в законную силу, в пользу налогоплательщика (НУР признаны неправомерными и отменены), поэтому у налогоплательщика, в таком случае, остается право самостоятельно определить занижения налоговых обязательств и подать соответствующий уточняющий расчет.
2. Абзацем вторым пункта 3 подраздела 92 НКУ установлено, что предоставление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса.
По общей конвенции Закона о налоговом компромиссе указанная норма устанавливает, что налоговая проверка в соответствии с процедурами налогового компромисса за периоды, по которым уже была проведена документальная проверка по тем же вопросам, назначена быть не может.
3. Абзацем третьим пункта 3 подраздела 92 НКУ предусмотрено, что документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.
Пределы налогового компромисса определяются размером заниженных налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, возникших у налогоплательщика в конкретный налоговый (отчетный) период по результатам конкретных хозяйственных операций с конкретными субъектами хозяйствования, о которых указано налогоплательщиком в перечне (описании) хозяйственных операций, который подается им вместе с уточненным расчетом для целей применения налогового компромисса.
Таким образом, документальные внеплановые проверки при достижении процедуры налогового компромисса могут проводиться только в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям с которыми налогоплательщиком подано уточняющие расчеты.
4. Законом установлен заявительный (информационный) характер процедуры налогового компромисса относительно размера уплаты видов налогов и сроков применения налогового компромисса по несогласованным суммам налоговых обязательств, по которым не завершена процедура судебного и/или административного обжалования, и другим несогласованным налоговыми обязательствам.
Так, абзацем первым 1 пункта 7 подраздела 92 НКУ определено, что процедура налогового компромисса, установленная этим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/ или налога на добавленную стоимость, определенных в НУР, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил НУР, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в НУР, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в сумме, определенной пунктом 2 этого подраздела, такое налоговое обязательство считается несогласованным .
Итак, этими нормами четко установлено, что для налоговых обязательств, которые являются несогласованными в результате неокончания процедуры судебного и/или административного обжалования, и для других несогласованных налоговых обязательств, к которым закон устанавливает возможность применения налогового компромисса, достаточным для применения налогового компромисса является подача заявления о намерении достижения налогового компромисса и уплата 5% от указанной в ней суммы без каких-либо проверок со стороны контролирующего органа.
Каких-либо полномочий контролирующего органа об отказе в применении налогового компромисса в таких случаях законом не предусмотрено.
5. Положения подраздела 92 НКУ содержат четкие требования относительно перечня документов, которые необходимо подавать налогоплательщиком для применения налогового компромисса. Во время добровольного определения налоговых обязательств (до принятия контролирующим органом НУР) – это уточняющий расчет и
перечень (описание) хозяйственных операций, а в случае использования действующей формы уточняющего расчета (то есть до утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса) - объяснение мотивов его предоставления.
В случаях, когда налоговые обязательства определены контролирующим органом необходимо подать заявление о намерении достижения налогового компромисса.
При этом форма таких документов законом не устанавливается.
Любых других требований к видам документов, необходимых для применения к налогоплательщику процедуры налогового компромисса, как и требований к содержанию таких документов, положениями подраздела 92 НКУ не предусмотрено
6. Об особенностях применения процедуры налогового компромисса относительно налоговых обязательств, в отношении которых по факту уклонения от уплаты налогов имеется уголовное производство, то следует учитывать, что факт наличия уголовного преследования в данном случае не влияет на возможность применения предприятием процедуры налогового компромисса.
Напротив, в статью 212 Уголовного кодекса Украины и статью 284 Уголовно-процессуального кодекса Украины внесены соответствующие изменения относительно оснований и порядка закрытия уголовного производства в связи с достижением налогового компромисса. Согласно этим нормам, уголовное производство, предметом расследования которого является уклонение от уплаты налоговых обязательств, по которым достигнут налоговый компромисс, подлежит безусловному закрытию (часть пятая статьи 212 Уголовного кодекса Украины).
7. Следует иметь в виду, что границы применения подраздела 92 НКУ определены сроками давности, установленными статьей 102 НКУ (не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, - за днем ее фактической подачи).
При принятии Закона о налоговом компромиссе не учитывались положения статей 12, 49 и 212 Уголовного кодекса Украины, которыми определены сроки, в течение которых лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности за совершение уголовного преступления, предусмотренного частью третьей статьи 212 настоящего Кодекса в связи с истечением сроков давности - 10 лет.
В данной ситуации имеет место конкуренция норм одинаковых по силе законодательных актов, которая, по букве Закона, не позволяет применять положения подразделения 92 НКУ относительно налогового компромисса вне сроков давности, установленных статьей 102 НКУ, и, соответственно, освобождать на этом основании налогоплательщика (его должностных (служебных) лиц) от уголовной ответственности в случае, если налоговые обязательства, неуплата которых инкриминируется в таком уголовном производстве, определены за период, превышающий сроки, определенные в статье 102 НКУ.
Таким образом, в случае, если налоговые обязательства, неуплата которых инкриминируется в уголовном производстве, определены за период, превышающий 1095 дней, налогоплательщик и его должностные (служебные) лица, в случае применения Закона о налоговом компромиссе, подлежат освобождению от уголовной ответственности за совершение умышленного уклонения от уплаты налогов в части неуплаты налоговых обязательств, определенных за период не более 1095 дней (в пределах срока давности, установленного ст. 102 НКУ).
Действия должностных (служебных) лиц в части уклонения от уплаты налогов (налоговых обязательств), которые определены в уголовном производстве за период, превышающий 1095 дней, согласно положениям подразделения 92 НКУ не могут подпадать под освобождение от уголовной ответственности и должны квалифицироваться в зависимости от размера неуплаченных налогов за такой период.
8. В отношении возможности обжалования неправомерных действий контролирующего органа при применении процедуры налогового компромисса необходимо отметить, что пунктом 6 подраздела 92 НКУ определено, что налоговый компромисс не применяется в случае, если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования НУР, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки во время процедуры налогового компромисса.
Указанная норма налогоплательщиками и представителями контролирующих органов иногда ошибочно трактуется как отсутствие возможности обжалования неправомерных действий контролирующих органов, связанных с применением налогового компромисса (например, таких, как отказ контролирующего органа в применении процедуры налогового компромисса по конкретным хозяйственным операциям).
Вместе с тем, указанная норма подраздела 92 НКУ касается только обжалования НУР, принятого контролирующим органом по результатам документальной проверки, проведенной при применении процедуры налогового компромисса, и не запрещает налогоплательщикам обжаловать в судебном порядке любые другие неправомерные действия контролирующего органа, связанные с применением налогового компромисса.