Принятие судом решения о недействительности договора ипотеки, которое впоследствии было отменено, не опровергает презумпции правомерности сделки (Правовое заключение ВСУ).

02.09.2015 года Верховным судом Украины было принято постановление по делу № 6-639цс15 об обращении взыскания на предмет ипотеки.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об ипотеке» - ипотекой признается вид обеспечения выполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя, согласно которому ипотекодержатель имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки преимущественно перед другими кредиторами этого должника в порядке, установленном настоящим Законом.

Ипотека возникает на основании договора, закона или решения суда.

Итак, ипотека как имущественный способ обеспечения исполнения обязательства является (дополнительным) обеспечительным обязательством, целью которого является стимулирование должника к исполнению основного обязательства и предотвращение негативних последствий нарушения должником своих обязательств или уменьшения их.

В случае отмены незаконного судебного решения о признании ипотеки недействительной, на основании которого из Государственного реестра ипотек исключена запись об обременении, действие ипотеки подлежит восстановлению с момента совершения первичной записи, которая исключена на основании незаконного решения суда, поскольку отпало основание исключения этой записи.

Поэтому, ипотека является действительной с момента внесения о ней первичной записи в Государственный реестр ипотек.

Вышеизложенное соответсвует положениям статьи 204 ГК Украины, которая закрепляет презумпцию правомерности сделки. Эта презумпция означает, что совершенная сделка считается правомерной, то есть такой, которая порождает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности, пока эта презумпция не будет опровергнута, в частности, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В случае не опровержения презумпции правомерности договора все права, приобретенные сторонами сделки по этому договору, должны реализовываться, а возникшие обязанности подлежат исполнению.

Поэтому принятие судом решения о недействительности договора ипотеки, которое впоследствии было отменено, не опровергает презумпции правомерности сделки, а договор ипотеки (права и обязанности сторон) остается в силе с момента его первичной регистрации в Государственном реестре ипотек.

Итак, правильным выводом по данному делу является сохранение обременения имущества ипотекой в результате отмены решения суда об исключении из Государственного реестра ипотек записи об обременении этого имущества ипотекой и о распространении на лицо в соответствии со статьей 23 Закона Украины «Об ипотеке» статуса ипотекодателя по ипотечному договору, учитывая то, что к нему перешло право собственности на квартиру, которая является составной частью дома - предмета ипотеки.