телефон +380 (50) 401 8444
Апелляционный суд отклонил апелляционную жалобу апеллянта и оставил без изменений решение районного суда, которым истцу отказано в удовлетворении иска к частному нотариусу по делу о возмещении материального и морального вреда.
Судом установлено, что в результате отмены незаконного судебного решения о признании ипотеки недействительной на основании которого из Государственного реестра ипотек была исключена запись об обременении, действие ипотеки подлежало восстановлению с момента совершения первичной записи в Государственном реестре ипотек, поскольку отпало основание исключения этой записи. Это означает, что ипотека является действительной с момента внесения о ней первичной записи в Государственный реестр ипотек.
Указанный вывод согласуется и с положениями статьи 204 ГК Украины, которая закрепляет презумпцию правомерности сделки. Эта презумпция означает, что совершенная сделка считается правомерной, то есть такой, что порождает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности, пока эта презумпция не будет опровергнута, в частности, на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Следовательно, в случае не опровержения презумпции правомерности договора все права, приобретенные сторонами сделки по этому договору, должны беспрепятственно осуществляться, а возникшие обязанности подлежат исполнению.
В свою очередь, государственная регистрация обременений недвижимого имущества ипотекой проводится исключительно по заявочному принципу, а нотариус / государственный регистратор не имеет права отступать от сведений указанных в поданной заявке.
При таких обстоятельствах, все действия по заполнению форм и внесении сведений в государственные реестры при регистрации обременения ипотекой объекта недвижимого имущества, осуществлены частным нотариусом с учетом требований действующего законодательства Украины.
Следует учитывать, что для применения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие четырех составляющих: противоправного поведения, вины, причинение вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и ущербом. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает ответственность лица за причинение вреда.
Поскольку действиями ответчика, которые судом признаны правомерными и соответствующими предписаниям действующего законодательства, любой ущерб, как материальный, так и моральный истцу причинен не был, то исковые требования удовлетворению не подлежат.