телефон +380 (50) 401 8444
Так, в решении вопроса о возбуждении дела по исковому заявлению прокурора хозяйственному суду следует исходить из следующего. Согласно абзацу четвертому части первой статьи 2 ХПК Украины хозяйственный суд возбуждает дела по искам прокуроров, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. Частью второй данной статьи предусмотрено, что в исковом заявлении прокурор самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях, при отсутствии же такого органа или отсутствие у него полномочий отмечает это в исковом заявлении.
Согласно пункта 2 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины от 08.04.99 № 3-рп/99 по делу по конституционному представлению Высшего арбитражного суда Украины и Генеральной прокуратуры Украины относительно официального толкования положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины под понятием «орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях", указанным в части второй статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины, нужно понимать орган государственной власти или орган местного самоуправления, которому законом предоставлены полномочия органа исполнительной власти. Соответствующие полномочия органа местного самоуправления определяются с учетом требований Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Системный анализ положений статьи 36-1 Закона Украины "О прокуратуре" и норм ХПК Украины (в частности, статьи 29 и пункта 6 части первой статьи 81) свидетельствует о наличии у прокурора права на обращение в хозяйственный суд с иском в интересах гражданина (в том числе физического лица-предпринимателя) при наличии подтвержденных надлежащими доказательствами оснований, предусмотренных частью второй статьи 36-1 указанного Закона, и с учетом правил статьи 12 ХПК относительно подведомственности дел хозяйственному суду.
Согласно части второй статьи 29 ХПК в случае принятия хозяйственным судом искового заявления, поданного прокурором в интересах государства в лице органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, или в интересах гражданина указанный орган или гражданин приобретает статус истца, а в случае принятия хозяйственным судом искового заявления, поданного прокурором в интересах государства, в котором указано об отсутствии органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, или об отсутствии у такого органа полномочий по обращению в хозяйственный суд, прокурор приобретает статус истца и как таковой отмечается в исковом заявлении.
Закон не ограничивает право прокурора на предъявление иска в интересах государства в лице того ее органа, который находится вне территории, на которую распространяются полномочия данного прокурора.
Хозяйственный суд должен оценивать правильность определения прокурором органа, на который государством возложена обязанность по осуществлению конкретных функций в правоотношениях, связанных с защитой интересов государства. Интересы государства должны четко формулироваться и мотивироваться прокурором. В случаях неправильного определения прокурором истца, то есть органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях, хозяйственный суд на основании пункта 1 части первой статьи 63 ХПК возвращает такое исковое заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения. Если хозяйственный суд ошибочно возбудил производство по иску прокурора, в котором неправильно определен истец по требованиям о защите интересов государства, такой иск подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 81 ХПК.
Однако в случае, когда прокурором подано исковое заявление в интересах государства как истцом (часть вторая статьи 2, часть вторая статьи 29 ХПК), то хозяйственный суд не совершает вышеуказанных процессуальных действий; в таких случаях возврат искового заявления или оставление его без рассмотрения возможно только при наличии оснований, указанных соответственно в пунктах 1, 2, 3, 5 - 9 части первой статьи 63 или пунктами 1, 2, 5, 6 части первой статьи 81 ХПК. При этом, если прокурор в исковом заявлении не указал обстоятельств, связанных с нарушением интересов государства или с обоснованием необходимости защиты таких интересов, то хозяйственный суд возвращает исковое заявление без рассмотрения на основании пункта 3 части первой статьи 63 ХПК. В случае же, когда суд в указанных случаях ошибочно возбудил производство по иску прокурора, соответствующий иск остается без рассмотрения согласно пункту 1 части первой статьи 81 названного Кодекса.
По смыслу части второй пункта 3 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины представление прокуратурой Украины интересов государства в арбитражном суде включает не только представление прокурором искового заявления, но и рассмотрение любого другого дела по инициативе прокурора. Таким другим делом может быть дело о банкротстве, возбужденное хозяйственным судом по заявлению прокурора с указанием кредитора - государственного органа, уполномоченного государством осуществлять функции в спорных правоотношениях, например, органа государственной налоговой службы как органа взыскания обязательных платежей.
Конкретные вопросы, связанные с организацией представительства прокурором в суде интересов гражданина или государства, в том числе путем подачи исковых и других заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, полномочий прокурора по их подписанию, исполнению судебных решений и т.п., регулируются также в соответствующих приказах Генерального прокурора Украины, обязательных для всех органов. В случае необходимости хозяйственные суды должны обращаться к таким приказам.