телефон +380 (50) 401 8444
Законопроектом предлагается ратифицировать Конвенцию о защите детей и сотрудничестве по вопросам межгосударственного усыновления, совершенную 29 мая 1993 в г. Гааге, с заявлениями к отдельным статьям Конвенции, которая определяет требования к международному усыновлению, полномочия центральных органов власти и аккредитованных организаций в этой сфере, а также возлагает на принимающее государство обязательства всесторонне охранять права усыновленного ребенка и предоставлять по запросу страны, где родился ребенок, всю информацию о его судьбе.
Целью присоединения Украины к Конвенции является обеспечить гармонизацию процедуры усыновления детей иностранцами в Украине с процедурами других государств-участников, создание четкой и прозрачной системы гарантий, направленных на предотвращение похищения, продажи детей или торговли ими, а также ввести международно-правовой механизм получения полных и достоверных сведений об условиях проживания и воспитания украинских детей, усыновленных иностранцами. Это также позволит принять участие в многостороннем механизме международного сотрудничества и унифицировать процедуру усыновления в Украине процедуре государств-участников, получать полные и достоверные сведения о кандидатах в усыновители, повысить контроль государства над процессом усыновления.
Конвенция возлагает исполнение обязанностей сотрудничества по вопросам межгосударственного усыновления на центральные органы непосредственно, или государственные органы, или иные организации, которые должным образом аккредитованы в своем государстве. В Украине таким органом предлагается определить Министерство социальной политики Украины.
Однако законопроект содержит ряд пробелов, как и сама Конвенция. В частности, статья 9 Конвенции определяет, что «центральные органы принимают, непосредственно или через органы, или иные организации, которые должным образом аккредитованы в своем государстве, все необходимые меры», чтобы, в частности, «отвечать, насколько это разрешено законодательством их государства, на обоснованные запросы от других центральных органов или государственных органов о предоставлении информации относительно конкретного случая усыновления ». Таким образом, возможность получения информации от принимающего Государства ребенка, по отдельному случаю усыновления будет непосредственно зависеть от того, допускает ли это его законодательство. Следует также обратить внимание на то, что статьей 20 Конвенции предусмотрено информирование о ходе усыновления и о ходе устройства ребенка только в случае, «если требуется испытательный срок».
Отдельного внимания требует также и содержание статьи 19 Конвенции, согласно которому центральные органы обоих государств обеспечивают осуществление передачи ребенка в принимающее Государство, «при безопасных и надлежащих условиях и, если это возможно, в сопровождении усыновителей или будущих усыновителей», то есть она не гарантирует обязательного участия усыновителей в процессе усыновления ребенка.
Кроме того, Конвенция не содержит четкого механизма получения полных и достоверных сведений об условиях проживания и воспитания детей, усыновленных иностранцами, поскольку в ней используются словосочетания «насколько это необходимо», «насколько это разрешено законодательством их государства», «если это возможно».
По результатам рассмотрения законопроекта на заседании, которое состоялось 15 мая 2013, он направлен на доработку.