О получении конфиденциальной информации государственным исполнителем.

Указанными законопроектами предлагается предоставить государственному исполнителю, в пределах исполнительного производства, право на получение конфиденциальной информации о лицах из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков.


В обоснование указанных законопроектов положено неполноту некоторых норм Налогового кодекса Украины и норм Закона Украины "Об исполнительном производстве" относительно данного вопроса.
Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона Украины от 2 октября 1992 N 2657-XII «Об информации» (далее - Закон N 2657), налоговая информация - совокупность сведений и данных, созданные или полученные субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины.
Статьей 20 Закона N 2657 определено, что за порядком доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.
В соответствии с пп. 20.1.35 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), органы государственной налоговой службы имеют право предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков другим органам государственной власти и органам фондов общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законом.
При этом согласно п. п. 21.1.6 и 21.1.7 п. 21.1 ст. 21 НКУ должностные лица контролирующих органов обязаны: не допускать разглашения информации с ограниченным доступом, которая получается, используется, хранится при реализации функций, возложенных на контролирующие органы; предоставлять органам государственной власти и органам местного самоуправления на их письменный запрос открытую налоговую информацию в порядке, установленном законом.
Согласно пп. 17.1.9 п. 17.1 ст. 17 НКУ налогоплательщик имеет право на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, составляющих конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны во время выполнения должностными лицами служебных обязанностей, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом.
Объем информации о лице, которая собирается, хранится и используется распорядителями информации должен быть максимально ограниченным и использоваться только с целью и в соответствии с установленным законом (п. 2 ст. 10 Закона N 2939).
Согласно ст. 21 Закона Украины «Об информации» информацией с ограниченным доступом является конфиденциальная, тайная и служебная информация. Конфиденциальной является информация о физическом лице, а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий.
Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном ею порядке согласно предусмотренных ею условий, а также в других случаях, определенных законом.
Согласно требованиям статьи 11 Закона Украины «Об информации» и статьи 14 Закона Украины «О защите персональных данных» не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия.
Статьей 4 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено право государственного исполнителя на непосредственный доступ к базам данных и реестров, в том числе электронных, содержащие информацию о должниках, их имуществе и средствах. Но возможность непосредственно войти в реестр налогоплательщиков и получить информацию об идентификационном номере лица у государственного исполнителя отсутствует.
Как следствие такой ситуации государственный исполнитель лишается возможности получить информацию учетно-регистрирующих учреждений о наличии зарегистрированного за должником недвижимого имущества, а также внести в реестр обременения на имущество должника.
В связи с приведенным народный депутат Украины Байсаров Л.В. считает, что необходимо предоставить государственному исполнителю реальную возможность получать информацию из реестра, потому как реестр этот государственный, а государственный исполнитель выполняет государственную функцию. Получение такой информации необходимо для экономического благосостояния и защиты интересов общества, ведь суммы штрафов взыскиваются с правонарушителей и поступают в государственный бюджет.
Между тем, необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 п.3 ст.11 Закона Украины «Об исполнительном производстве» закреплено право государственного исполнителя в процессе осуществления исполнительного
производства, а также с целью защиты интересов взыскателя получать бесплатно от органов, учреждений, организаций, должностных лиц, сторон и
участников исполнительного производства необходимые для проведения
исполнительных действий объяснения, справки и другую информацию, в том числе конфиденциальную, а согласно законопроекта № 2976 и конфиденциальную информацию о лице из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков.
Также, статьей 5 Закона Украины «Об исполнительном производстве» установлена обязательность требований государственного исполнителя. Пунктом 2 ст.5 Закона определено, что государственному исполнителю должны быть безвозмездно предоставлены в установленный срок информация, документы или их копии, необходимые для осуществления его полномочий.
Статьей 7 Закона Украины «О государственной исполнительной службе» закреплена обязанность работника органа государственной исполнительной службы добросовестно выполнять служебные обязанности, не допускать в своей деятельности нарушения прав граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Украины и законами Украины.
Итак, анализируя все вышеперечисленные нормы, надо отметить, что государственный исполнитель в процессе осуществления исполнительного
производства, имеет в кругу своих прав, право истребовать конфиденциальную информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций, но необходимо учитывать, что некоторые нормативно-правовые акты не всегда полно отражают взаимоотношения между государственными органами власти, в связи с чем возникает коллизия норм.
Принятие законопроектов № 2977, № 2976 от 14.05.2013 года  устранит некоторые разногласия в толковании прав государственного исполнителя при исполнении им своих обязанностей.
Но вместе с тем необходимо отметить, что законопроект не содержит сведений о дальнейшем хранении и неразглашении государственным исполнителем полученной конфиденциальной информации или информации с ограниченным доступом, не указано обязанности государственного исполнителя принять меры к неразглашению полученных сведений, поскольку отсутствие таких обязанностей может привести к нарушению прав граждан и юридических лиц.