телефон +380 (50) 401 8444
Проектом Закона предлагается дополнить Хозяйственный процессуальный кодекс Украины разделом ХI-І «Разрешение хозяйственных споров в порядке приказного производства», который насчитывает 14 статей. Этим разделом урегулирован порядок обращения в хозяйственный суд с заявлением о выдаче судебного приказа, порядок рассмотрения такого заявления и выдачи судебного приказа, правила его обжалования.
Современное хозяйственное судопроизводство предусматривает единую исковую форму судебного процесса, в рамках которой хозяйственные суды рассматривают и решают частноправовые споры. Приказное производство представляет собой упрощенную форму разрешения дел, где требования взыскателя к должнику не вызывают сомнений, имеют бесспорный характер и подтверждаются документально. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, целью применения приказного производства как одной из форм судебного процесса является реализация принципа процессуальной экономии, поскольку предусматривает упрощение, сокращение продолжительности и удешевление судебной процедуры.
Изменениями предусматривается, что приказное производство будет осуществляться хозяйственными судами без проведения судебного заседания, вызова сторон и заслушивания их пояснений. Сам судебный приказ может быть выдан в случае, если заявлено требование об истребовании имущества или взыскании денежных средств, в том числе с учетом начисленных заявителем штрафных санкций, у должника, которое основывается на заключенном между сторонами хозяйственном договоре.
С практической точки зрения, внесенный законопроект содержит пробелы и недостатки, с которыми нельзя согласиться, в связи с чем законопроект требует доработки. Так, с принятием законопроекта и внесением указанных изменений в хозяйственных судах значительно увеличится нагрузка, поскольку каждое заявление о выдаче судебного приказа необходимо будет проверить на предмет его соответствия ст. 90-6 ХПК «Отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа». Основаниями для отказа в выдаче судебного приказа является, в частности: наличие между сторонами спора о праве, который следует из заявления и приложенных к нему документов; наличие в производстве хозяйственного суда или другого органа, который в пределах своей компетенции решает хозяйственный спор, дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или наличие решения этих органов о таком споре, вступившее в законную силу; наступления смерти физического лица или объявления его умершим, или прекращения деятельности субъекта хозяйствования, обратившихся с заявлением, или в отношении которых подано заявление. Изложенные обстоятельства, среди прочих, должны быть проверены судом в трехдневный срок со дня поступления заявления, поскольку именно в этот срок суд должен выдать судебный приказ по сути заявленных требований.
Непонятным выглядит положение законопроекта о том, что в случае возвращения заявления о выдаче судебного приказа, внесенная сумма судебного сбора не возвращается. Ведь если исходить из общих правил возвращения искового заявления, уплаченная сумма судебного сбора возвращается. Это правило также корреспондируется с Законом Украины «О судебном сборе».
Кроме того, в хозяйственном процессе нельзя проводить аналогию с гражданским процессом. Хозяйственными судами рассматриваются дела о взыскании денежных средств в значительно больших размерах, чем дела этой же категории судами общей юрисдикции. Хозяйственный процесс более требователен к сторонам и обязывает их предоставить полную, достоверную, и подтвержденную информацию, с одновременным предоставлением оригиналов документов. Указанным законопроектом не предусмотрена обязанность предоставления хозяйственному суду достоверных и подтвержденных сведений о сторонах, предоставления оригиналов документов.
В настоящее время законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения приказной формы судебного процесса в хозяйственном судопроизводстве» предоставлен для ознакомления.