телефон +380 (50) 401 8444
Проектом Закона предлагается внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины и Ззаконы Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" и "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве".
Изменениями в Уголовный кодекс Украины предполагается определить конкретный перечень преступлений, за совершение которых уполномоченным лицом юридического лица, к последнему могут быть применены меры уголовно-правового характера, основания освобождения юридического лица от их применения, виды мер уголовно-правового характера и общие правила их применения.
Предлагаемыми изменениями в Уголовный процессуальный кодекс Украины определяется порядок производства в отношении юридического лица, которое будет осуществляться одновременно с уголовным производством в отношении физических лиц, которые от имени и в интересах этого юридического лица совершили преступление.
В свою очередь изменениями в Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" предлагается закрепить возможность применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера, а в Закон Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" - предоставить право представителю юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, на обеспечение безопасности.
С целью противодействия преступной деятельности в интересах юридических лиц на международном уровне, рядом международных договоров, участницей которых является и Украина, предусмотрена обязанность государств-участников относительно введения ответственности юридических лиц за предусмотренные этими международно-правовыми актами преступления. Законопроект направлен на обеспечение выполнения рекомендаций Группы государств против коррупции, Специального Комитета экспертов Совета Европы по вопросам оценки мероприятий противодействия отмыванию денег, а также на решение вопросов о реализации некоторых международных договоров Украины в части установления ответственности юридических лиц. Принятие законопроекта будет способствовать выполнению взятых Украиной обязательств относительно установления ответственности юридических лиц за преступление, а также позволит привести положения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере.
Сравнение требований международно-правовых актов и содержания законопроекта свидетельствует о том, что требования Уголовной конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией относительно ответственности юридических лиц в проекте не только выполнены, но и значительно "перевыполнены".
Положения проекта противоречат основам уголовного права Украины, в частности, принципу личной ответственности и принципу виновной ответственности лица. Принцип личной ответственности человека, закрепленный в Конституции Украины и УК Украины, заключается в том, что уголовной ответственности и наказанию за преступление подлежит лишь лицо, совершившее это преступление. Согласно принципа виновной ответственности лицо может быть подвергнуто наказанию только тогда, когда его вина будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Вопреки этим принципам законопроектом предлагается применять к юридическому лицу "меры уголовно-правового характера" за совершение определенного деяния не им, а другим, физическим лицом, и вообще не требуется наличия и тем более доказательства вины юридического лица в совершении того или иного противоправного деяния.
Проектом вводится применение к юридическим лицам санкций, по проекту не являющихся наказанием, хотя по своим последствиям для юридического лица, в отношении которого они могут применяться, вполне аналогичные наказанию. Действующее законодательство Украины уже содержит набор административных санкций, применяемых к юридическим лицам в случае нарушения ими законодательства. В частности, такие санкции предусмотрены налоговым, таможенным, антимонопольным законодательством, законодательством о ценных бумагах, градостроительным законодательством, природоохранным законодательством и многими другими законодательными актами Украины.
Принятие проекта значительно увеличит возможности несправедливого применения к юридическим лицам жестких правовых санкций, создаст угрозы произвольного ограничения уставной деятельности юридических лиц путем наложения ареста на их имущество, откроет новые возможности для проявлений коррупции, окажет негативное влияние на экономическую активность.
Принятие указанного законопроекта состоялось на заседании 23 мая 2013 г.