29 мая 2013 г.

В связи с изменениями, внесенными в законодательство Украины, и вопросами, которые возникли в судебной практике, а также с целью обеспечения правильного и одинакового применения хозяйственными судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дел в спорах, которые возникают из земельных отношений,  пленум Высшего хозяйственного суда Украины постановил внести изменения и дополнения в постановление пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.05.2011 г. № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, которые возникают из земельных отношений».

Так, согласно указанного постановления, внесены следующие изменения и дополнения в постановление пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.05.2011 г. № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, которые возникают из земельных отношений», на которые следует обратить внимание:

1. Вопросы подведомственности и подсудности хозяйственному суду дел в споре,  возникшем из земельных правоотношений, должны решаться в зависимости от того, какой характер имеют спорные правоотношения;

2. Системный анализ норм законодательства Украины дает основания для заключения о том, что арендная плата за земельный участок, который находится в государственной или в коммунальной собственности, имеет двойную правовую  природу, поскольку, с одной стороны, является предусмотренным договором аренды земли платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком, с другой – является одной из форм платы за землю как общегосударственного налога наравне с земельным налогом. Вместе с тем основанием для начисления арендной платы за земельный участок является именно договор аренды такого земельного  участка. В связи с изложенным, а также поскольку арендную плату за землю арендатор вносит арендодателю, то право на взыскание задолженности по арендной плате имеет арендодатель путем обращения к соответствующему хозяйственному суду в установленном ХПК порядке;

3. В разрешении споров, которые возникают в связи с заключением, изменением, расторжением, выполнением, прекращением договоров аренды земельных участков, других договоров, относительно пользования земельными участками, в том числе о взыскании задолженности по арендной плате по договору пользования земельным участком, хозяйственным судам следует исходить из правил исключительной подсудности;

4. Право, удостоверенное государственными актами, есть производным от соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или в пользование;

5. Статьей 92 ЗК Украины предусмотрено, что право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают лишь: предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к государственной и коммунальной собственности; общественные организации  инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации; религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других сооружений, необходимых для обеспечения их деятельности; публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, созданное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования;

6. Размер арендной платы за землю определяется сторонами в договоре, в том числе может определяться путем установления процентного соотношения к нормативной денежной оценке земельного участка, который соответствует действующему законодательству Украины;

7. Ст. 30 Закона Украины «Об аренде земли» предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по  взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке. Поскольку арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой, то законодательное изменение предельного размера этой платы может быть основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора;

8. Во время решения спора относительно внесения изменений в договор аренды земли, в частности в части размера арендной платы, хозяйственный суд может привлечь как третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, соответствующий территориальный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственное агентство земельных ресурсов Украины.