Относительно официального толкования положений части пятой статьи 127 Конституции Украины в системной взаимосвязи с частью третьей данной статьи, статьи 65 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Поводом для официального толкования указанных норм Конституционным судом Украины стало конституционное обращение гражданина Субботы А.А., в котором затронуты вопросы, касающиеся официального толкования отдельных положений Конституции Украины и Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно того,  является ли перечень требований к кандидату, установленный ч. 3 ст. 127 Конституции Украины и ч. 1, 2 ст. 64 Закона, исчерпывающим, а также  являются ли личные или морально-этические качества кандидата основанием для устранения его от участия в отборе кандидатов.

Рассматривая поставленные в конституционном обращении вопросы, Конституционный суд Украины пришел к выводу, что исчерпывающий перечень требований к лицам, которые выразили желание стать судьей, и к кандидатам на должность судьи устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины;  во время проведения отбора кандидатов на должность судьи к ним выдвигаются требования, которые предусмотрены ч. 3 ст. 127 Конституции Украины, ч. 1, 2  ст. 64 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и другими положениями данного закона, в частности ст. 70 относительно выявления личных и моральных качеств кандидатов на должность судьи, оценка которых Высшей квалификационной комиссией судей Украины может быть основанием для отказа в предоставлении  рекомендации о назначении кандидатов на должность судьи.

Урегулирование предусмотренного Законом порядка приобретения статуса судьи согласовывается также с требованиями международных актов. Так, в Европейской хартии о законе «О статусе судей» от 10 июля 1998 г. отмечено, что «закон устанавливает обстоятельства, по которым предыдущая деятельность кандидата или же деятельность его близких родственников с причин законных объективных сомнений, порождаемых такой деятельностью, относительно непредубежденности и независимости этого кандидата, может быть препятствием для назначения его на должность судьи». В пункте 10 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года и 13 декабря 1985 года, закреплено, что лица, отобранные для судебных должностей, должны иметь высокие моральные качества и способности в отрасли права. В Бангалорских принципах поведения судей от 19 мая 2006 г., одобренных Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 27 июля  2006 г. № 2006/23, отмечено, что доверие общества к судебной системе, а также к авторитету судебной системы в вопросах морали, честности и неподкупности судебных органов, занимает первоочередное место в современном демократическом обществе.