телефон +380 (50) 401 8444
Законопроектом предлагается внести изменения в УПК Украины и Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» относительно расширения круга лиц, которые могут быть защитниками, установление перечня процессуальных прав защитника, а также уточнение отдельных норм УПК Украины, касающихся вопросов защиты в уголовном процессе, их согласования между собой.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена несоответствием отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Украины и Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», касающихся вопросов защиты, требованиям статей 59, 63 Конституции Украины и решению Конституционного суда Украины № 13-рп/2000 от 16.11.2000 г . по делу по конституционному обращению гражданина Солдатова Геннадия Ивановича относительно официального толкования положений статьи 59 Конституции Украины, статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Украины, статей 268, 271 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дело о праве свободного выбора защитника). А также необходимостью усовершенствования норм УПК Украины по этому вопросу в связи с наличием пробелов и противоречий в этом нормативно-правовом акте.
В соответствии со статьей 45 нового УПК Украины, защитником подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного может быть только адвокат. В статьях 58, 63 нового УПК Украины также указано, что в уголовном производстве и представителем потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика может быть только адвокат. Кроме того Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» понятие защиты определено как вид адвокатской деятельности. Данные положения прямо противоречат требованиям статьи 59 Конституции Украины, согласно которой каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Тем более, такое положение противоречит и решению Конституционного Суда Украины от 16 ноября 2000 № 13-рп/2000, согласно которому положение части первой статьи 59 Конституции Украины о том, что «каждый свободен в выборе защитника своих прав» следует понимать как конституционное право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого при защите от обвинения с целью получения правовой помощи выбирать защитником своих прав не только адвоката, а и другое лицо, которое является специалистом в области права и по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица. Положение части второй статьи 59 Конституции Украины о том, что для обеспечения права на защиту от обвинения в Украине действует адвокатура, не может толковаться как право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого выбирать защитником только адвоката, то есть лицо, имеющее свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью . Это положение следует понимать как одну из конституционных гарантий, которая предоставляет подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность реализовать свое право свободно выбирать защитником в уголовном судопроизводстве адвоката, то есть лицо, которое имеет право на занятие адвокатской деятельностью. Таким образом государство берет на себя обязанность обеспечить реальную возможность предоставления лицам квалифицированной защиты от обвинения, если этого требуют интересы правосудия. Допуск частнопрактикующего юриста, занимающегося оказанием правовой помощи лично или по поручению юридического лица, как защитника никак не нарушает право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту.
Также Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Верховной Радой Украины 17 июля 1997 году, предусматривает право каждого обвиняемого защищать себя лично или через защитника, выбранного им по собственному усмотрению (статья 6). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированном Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 19 октября 1973 № 2148 VIII, указано, что государство должно гарантировать каждому, чьи права и свободы нарушены, эффективное средство правовой защиты, и такое право должно устанавливаться судебным или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства (статья 2), и возможность свободного выбора обвиняемым защитника (пункт 3 статьи 14). «Основные принципы, касающиеся роли юристов», принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г., предусматривают, что каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания своих прав и защиты их на всех стадиях уголовного судопроизводства (принцип 1); никакой суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным законодательством и практикой, а также этих принципов (принцип 19).
Таким образом, приведенные международно-правовые акты предусматривают право каждого обвиняемого защищать себя лично или через свободно выбранного им на собственное усмотрение защитника среди юристов, которые могут предоставить эффективную правовую защиту.
Негативные положения нового УПК Украины также касательно количества защитников, которые могут осуществлять защиту на стадии судебного производства, поскольку ограничивает гарантированное статьей 63 Конституции Украины право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту. Но напротив, новый УПК Украины не ограничивает количество прокуроров или следователей, участвующих в уголовном производстве, в том числе и в судебных заседаниях.
Отдельно следует обратить внимание на то, что законопроектом предлагается отдельно определить такие два процессуальных права адвоката, как:
1) до первого допроса подозреваемого без разрешения следователя, прокурора, суда иметь с ним конфиденциальное свидание без ограничения продолжительности;
2) иметь без ограничения количества и продолжительности конфиденциальные свидания с подозреваемым, обвиняемым, осужденным или с лицом, к которому применены принудительные меры медицинского или воспитательного характера, без разрешения следователя, прокурора, суда.
Это связано с тем, что при существующей на сегодняшний день конструкции этой нормы следует, что право на конфиденциальное свидание с подозреваемым без разрешения следователя, прокурора, суда распространяется только на это первое свидание. Ведь норма о том, что после первого допроса иметь такие же свидания без ограничения количества и продолжительности может трактоваться, что в этом случае соответствующее разрешение требуется, так как указание «без разрешения» уже отсутствует для дальнейших свиданий.
Изменения к абзацу второму части второй статьи 46 УПК Украины обусловлены тем, что указанная норма не соответствует принципу правовой определенности. Поскольку не определено в каких случаях процессуальное действие откладывается, а в которых происходит привлечение защитника прокурором, следователем, судом, а не самим подозреваемым, обвиняемым.
Предложенные изменения в статью 51 УПК Украины обусловлены тем, что согласно этой норме договор с защитником вправе заключить лицо, предусмотренное в части первой статьи 45 настоящего Кодекса, а также другие лица, которые действуют в его интересах, по его ходатайству или его последующего согласия. В части первой статьи 45 УПК Украины предусмотрено лицо, которое имеет право быть защитником. Таким образом, получается, что договор с защитником вправе заключить защитник, что является неправильным.
Изменения в статью 221 предлагаются в связи с тем, что понятие «может навредить досудебному расследованию» является оценочным и может привести к неоднозначности его понимания, злоупотреблениям.
Как вывод, принятие Закона должно обеспечить большую реализацию права граждан на защиту от обвинения.