телефон +380 (50) 401 8444
Законопроект закрепляет порядок прекращения договоров аренды земли в тех случаях, когда изменились учредители хозяйственных обществ. Для этого предлагается на стадии заключения договора аренды земельного участка обязать арендатора предоставить арендодателю, для внесения в текст договора как одно из существенных его условий перечень юридических и физических лиц, являющихся участниками, членами, учредителями, акционерами арендатора - владельцами доли в уставном капитале более 10%. Эти сведения предоставляются без указания размера долей (пакетов акций), принадлежащих юридическим и/ или физическим лицам в уставном капитале арендатора.
Договор аренды земли считается расторгнутым при изменении состава учредителей, участников, членов, акционеров юридического лица - арендатора, которые являются владельцами более 10% его уставного капитала, его реорганизации, изменении организационно-правовой формы или вхождения в хозяйственные объединения, о чем арендатор обязан уведомить арендодателя в письменной форме в 30-дневный срок с момента государственной регистрации таких изменений, или если арендодателю стало об этом известно.
Датой прекращения действия договора считается дата государственной регистрации соглашения о досрочном расторжении договора аренды земли, для удостоверения которой арендатор должен обратиться в соответствующие органы государственной регистрации в месячный срок. Действие этой нормы не распространяется на изменение состава учредителей, участников, членов, акционеров, связанное с наследованием корпоративных прав. Такое соглашение о досрочном расторжении договора аренды земли является неотъемлемой частью договора аренды земли.
Кроме того, законопроектом также предлагается изменить порядок передачи земельного участка в субаренду. Так, арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя. Если в течение одного месяца после уведомления арендодателя о намерении арендатора передать земельный участок в субаренду, арендатор не получит на это письменное согласие арендодателя, арендованный земельный участок или его часть не могут быть переданы в субаренду. Отсутствие письменного согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду является основанием для отказа в государственной регистрации договора субаренды земельного участка. Передача арендатором земельного участка в субаренду без письменного согласования арендодателя является основанием для расторжения договора аренды земельного участка.
Принятие данного законопроекта позволит ликвидировать пробел в земельном законодательстве о передаче (путем продажи корпоративных прав) договора аренды земельного пая другому арендатору, отличного от того, с кем распорядитель (владелец) пая заключил такое соглашение. Введение норм законопроекта будет способствовать защите владельцев земельных участков, которые заключили договоры аренды земли, урегулированию отношений при изменении лица арендатора в арендных земельных отношениях и обеспечит надлежащее соблюдение сторонами своих обязанностей.