телефон +380 (50) 401 8444
Так, в Законе дано другое определение таких терминов, как арбитражный управляющий, банкротство, должник, стороны по делу о банкротстве. Законом введены и новые термины: обеспеченные кредиторы, официальное обнародование.
Статья 4 Закона содержит общие предписания по организации деятельности арбитражных управляющих, согласно которым арбитражный управляющий является субъектом независимой профессиональной деятельности, право на осуществление которой имеет лицо, получившее соответствующее свидетельство и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Таким образом, арбитражный управляющий не является субъектом предпринимательской деятельности, как это предполагалось предыдущей редакцией Закона.
Статьями 5 и 6 Закона вводится процедура санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве.
По содержанию соответствующих норм урегулирование отношений между должником и кредиторами осуществляется без применения судебных процедур, через внесудебную процедуру санации. При этом, должник самостоятельно разрабатывает план санации как систему мер по собственному финансовому оздоровлению, согласовывает его со всеми обеспеченными кредиторами и получает решение общего собрания кредиторов о его одобрении. В дальнейшем этот план санации подлежит утверждению хозяйственным судом, однако его выполнение происходит вне контроля суда.
Срок действия процедуры санации до возбуждения производства по делу о банкротстве не может превышать двенадцати месяцев со дня утверждения хозяйственным судом соответствующего плана санации. В течение этой процедуры действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов и запрет на возбуждение дела о банкротстве должника.
Частью третьей статьи 7 Закона предусмотрено, что к должнику может быть применен общий, специальный или упрощенный порядок производства по делу о банкротстве в зависимости от категории должника, вида его деятельности и наличия у него имущества.
Особое внимание следует обратить на часть четвертую этой статьи, согласно которой должник, в отношении которого были применены судебные процедуры банкротства, считается таким, который не имеет неурегулированных денежных обязательств.
Согласно статье 8 Закона обжалованию подлежат:
- в апелляционном порядке - постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; все решения местного хозяйственного суда, принятые по делу о банкротстве, кроме случаев, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины (далее - ХПК) и Законом;
- в кассационном порядке - постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам пересмотра таких судебных решений: постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве; постановления о признании недействительными сделок (договоров) должника; решения по результатам рассмотрения денежных требований кредиторов; постановления об увольнении (устранении, прекращении полномочий) арбитражного управляющего; определения о переходе к следующей судебной процедуре; постановления об утверждении плана санации; постановления о прекращении производства по делу о банкротстве; постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Приведенный перечень судебных решений, подлежащих обжалованию, является исчерпывающим, и поэтому подача апелляционных или кассационных жалоб на другие судебные решения, принятые по делу о банкротстве, влечет последствия в виде отказа в принятии соответствующей апелляционной или кассационной жалобы.
Абзацем вторым части третьей статьи 10 Закона определено, что бесспорные требования кредиторов - это денежные требования кредиторов, подтвержденные судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которому в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника. В состав этих требований, в том числе по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), не включаются неустойка (штраф, пеня) и иные финансовые санкции. Следовательно, именно только судебное решение при отсутствии выданного на его основании исполнительного документа и постановления органа Государственной исполнительной службы об открытии исполнительного производства не может быть подтверждением бесспорности денежных требований. При этом исполнительная надпись нотариуса не может считаться доказательством бесспорности денежных требований.
Часть четвертая статьи 10 Закона относит к подведомственности хозяйственных судов дела по спорам, связанным с имущественными требованиями к должнику, в которых, кроме перечисленных в указанной статье Закона, следует относить также и другие споры с имущественными требованиями к должнику, как: споры о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения. Данная норма корреспондируется с положениями пункта 7 части первой статьи 12 ХПК (в редакции Закона). Дела в соответствующих спорах относятся к исключительной подсудности того хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве (последняя часть статьи 16 ХПК).
По содержанию предписаний статей 12-16 Закона принятие заявления о возбуждении дела о банкротстве и возбуждение производства по делу о банкротстве являются отдельными друг от друга процессуальными действиями. Вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве решается хозяйственным судом исключительно в подготовительном заседании. Задача подготовительного заседания хозяйственного суда по делу о банкротстве заключается в проверке обоснованности заявления кредитора или должника о наличии признаков неплатежеспособности, а заявления должника - также и угрозы его неплатежеспособности.
Кроме того, суд проверяет правовой статус должника и отсутствие препятствий для возбуждения производства по делу о банкротстве. Перечень оснований для отказа в возбуждении производства по делу, указанный в части седьмой статьи 16 Закона, является исчерпывающим.
Следует обратить внимание на то, что должник может удовлетворить требования кредиторов к подготовительному заседанию суда. Отказ в возбуждении производства по делу о банкротстве не препятствует повторному обращению в хозяйственный суд с аналогичным заявлением.
С вынесением постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве связываются определенные правовые последствия, в частности: вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; рассмотрение требований конкурсных, обеспеченных и текущих кредиторов и решения имущественных споров осуществляется в порядке, предусмотренном Законом; арест имущества должника и другие ограничения по распоряжению имуществом должника могут применяться исключительно хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве. Перечень таких действий прямо предусмотрен Законом и касается запрета должнику и собственнику имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом) должника принимать решение о ликвидации, реорганизации должника, а также отчуждать основные средства и предметы залога.
Постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Статьей 17 Закона предусмотрен порядок рассмотрения исковых требований конкурсных кредиторов к должнику. По этому порядку до официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве суды должны принимать и рассматривать заявления конкурсных кредиторов на общих основаниях, а в случае официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве наступают последствия, предусмотренные частями второй - пятой этой статьи Закона.
Статьей 19 Закона урегулированы правоотношения, связанные с применением моратория на удовлетворение требований кредиторов, который имеет целью остановку выполнения денежных обязательств конкурсных кредиторов и прекращение мероприятий, направленных на обеспечение их выполнения. Этой статьей расширены по сравнению с предыдущей редакцией Закона правовые последствия введения соответствующего моратория. В частности, останавливается взыскание на основании исполнительных и других документов, содержащих имущественные требования к должнику (в том числе на предмет залога), останавливается течение срока исковой давности, не применяется индекс инфляции за все время просрочки выполнения денежного обязательства и три процента годовых от просроченной суммы. Выполнение денежных обязательств, на которые не распространяется действие моратория, осуществляется под контролем арбитражного управляющего, а выполнение имущественных обязательств - под контролем хозяйственного суда путем вынесения соответствующего постановления по делу о банкротстве об обращении взыскания на имущество должника.
Важной новеллой новой редакции Закона является норма о признании недействительными сделок (договоров) и опровержение имущественных действий должника, совершенных должником после возбуждения дела о банкротстве или в течение одного года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве (статья 20 Закона). Право инициировать такие процедуры предоставлено как арбитражному управляющему, так и конкурсном кредитору. Соответствующее заявление может быть рассмотрено на любой стадии производства по делу о банкротстве.
В статье 22 Закона говорится о процедуре распоряжения имуществом, срок которого, в отличие от предыдущей редакции Закона, составляет сто пятнадцать календарных дней и может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на два месяца.
Новой редакцией Закона расширены полномочия распорядителя имущества, касающиеся, в частности, проведение инвентаризации имущества должника, разработки плана санации, обращение с иском о признании недействительными сделок (договоров), заключенных должником с нарушением порядка, установленного законом, а также с иском о признании недействительными актов, принятых в процедуре распоряжения имуществом по изменению организационно-правовой формы должника, независимо от того, каким органом принят соответствующий акт.
Хозяйственный суд по заявлению распорядителя имущества может отменить аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом независимо от субъекта их наложения, если такие аресты или ограничения препятствуют хозяйственной деятельности должника или восстановлению его платежеспособности.
Статья 23 Закона устанавливает порядок выявления кредиторов. Лица, требования которых заявленные после истечения срока, установленного для их предоставления, или не заявленные вообще, не являются конкурсными кредиторами, а их требования погашаются в ликвидационной процедуре в шестую очередь. Такие кредиторы не принимают участия в представительных органах кредиторов (собрании и комитете кредиторов). Денежные требования всех конкурсных и обеспеченных кредиторов независимо от того, есть ли возражения по этим требованиям, рассматриваются хозяйственным судом в предварительном заседании.
Согласно абзацу четвертому части восьмой статьи 23 Закона в признании должника банкротом споры должника с кредиторами, которые имеют любые (независимо от характера правоотношений) текущие требования к должнику, решаются путем их рассмотрения в исковом производстве хозяйственным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве. После признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры кредиторы с текущими требованиями к должнику должны обращаться с такими требованиями к последнему в рамках производства по делу о банкротстве независимо от того, рассмотрены ли соответствующие требования в исковом производстве.
Статьей 26 Закона определен состав и компетенция собрания кредиторов и комитета кредиторов. Участниками собрания кредиторов являются лишь конкурсные кредиторы, признанные хозяйственным судом и требования которых внесены в реестр требований кредиторов. Все другие участники дела о банкротстве имеют лишь право совещательного голоса. В отличие от предыдущей редакции Закона, первое собрание кредиторов является полномочным, если на нем присутствуют кредиторы, имеющие не менее чем две трети голосов. Следующее собрание считается полномочным в случае присутствия на них кредиторов, имеющих более половины голосов. При определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не учитываются голоса кредиторов, имеющих требования в виде уплаты сумм неустойки (штрафа, пени) и иных финансовых санкций, возмещения морального вреда, судебного сбора в деле о банкротстве. При формировании комитета кредиторов кредитор, который имеет двадцать пять и более процентов голосов, автоматически включается в состав комитета кредиторов. Законом расширена компетенция собрания кредиторов путем предоставления им права одобрять план санации в процедуре распоряжения имуществом.
Статьей 27 Закона урегулирован вопрос относительно окончания процедуры распоряжения имуществом. Переход к следующим судебным процедурам или прекращение производства по делу о банкротстве в процедуре распоряжения имуществом происходит в судебном заседании, которое называется итоговым. Вопрос перехода к следующим процедурам банкротства хозяйственный суд решает с учетом решения собрания кредиторов. Вместе с тем, если собранием кредиторов не принято соответствующее решение или заявлено ходатайство о признании должника банкротом, то хозяйственный суд при определенных Законом обстоятельствах может ввести процедуру санации.
По предписаниям статьи 28 Закона введено официальное обнародование уведомления о введении процедуры санации с целью выявления инвесторов. Санация вводится на срок шесть месяцев и этот срок может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев. Хозяйственный суд может также по заявлению управляющего санацией снять арест с имущества должника или иные ограничения по распоряжению его имуществом, независимо от органа, которым применены соответствующие ограничения, в случае если такие аресты или ограничения препятствуют выполнению плана санации, хозяйственной деятельности должника и восстановлению его платежеспособности. Процедура санации может быть прекращена досрочно в случае невыполнения плана санации и/или текущих обязательств должника.
Статья 30 Закона содержит новеллу, связанную с согласованием плана санации обеспеченными кредиторами.
Другая новелла закреплена в статье 31 Закона, которой предусмотрена возможность исполнения обязательств должника в процедуре санации собственником имущества (органом, уполномоченным управлять имуществом) должника.
Согласно статье 37 Закона ликвидационная процедура вводится сроком на двенадцать месяцев без возможности его продления. Признание должника банкротом и открытие в отношении него ликвидационной процедуры не препятствует применению к должнику в дальнейшем процедур санации и мирового соглашения, кроме упрощенных процедур банкротства.
Статьей 38 Закона предусмотрены последствия признания должника банкротом. В частности, со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом у последнего не может возникать дополнительных обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, непосредственно связанных с осуществлением ликвидационной процедуры. Законом ограничен срок подачи заявлений текущих кредиторов двумя месяцами со дня официального обнародования уведомления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры. Требования кредиторов, которые в установленный срок не обратились в хозяйственный суд, погашаются в шестую очередь.
Статьей 39 Закона предусмотрено право собственника имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом) должника исполнить обязательство должника. Рассмотрение соответствующего заявления и проведения расчетов с кредиторами осуществляется в порядке, определенном статьей 31 Закона.
Порядок продажи имущества банкрота урегулирован статьей 44 Закона. При этом продажа имущества частями осуществляется только в случае, когда не удалось реализовать имущество должника в виде целостного имущественного комплекса. Новой редакцией Закона в отличие от предыдущей редакции ликвидатору предоставляется право выбора способа продажи активов банкрота для обеспечения отчуждения имущества по самой высокой цене. Такими способами являются проведение аукциона и продажа непосредственно юридическому или физическому лицу. Законом определен состав имущества, которое может продаваться ликвидатором на аукционе (часть вторая статьи 44 Закона) и активов, которые могут быть реализованы непосредственно юридическому или физическому лицу (часть шестая статьи 44 Закона). Все споры, связанные с реализацией имущества банкрота, решаются хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве.
Предписания раздела IV Закона о продаже имущества должника в производстве по делу о банкротстве распространяются на все судебные процедуры, применяемые в этих процессах. Организатор аукциона согласно части шестой статьи 49 Закона определяется заказчиком аукциона по конкурсу. Предельный срок проведения аукциона ограничен двумя месяцами (статья 52 Закона), если иное не установлено законом или договором.
Предусмотрена также возможность проведения электронных торгов.
В случае продажи имущества в хозяйственный суд могут быть обжалованы решения об отмене аукциона организатором, решение об аннулировании организатором результатов аукциона, результаты аукциона, проведенного с нарушением требований закона, решение о признании либо об отказе в признании заявителя участником торгов.
Статьей 77 Закона определено, что мировое соглашение заключается на любой стадии производства по делу о банкротстве, однако в процедуре распоряжения имуществом должника - только после выявления всех кредиторов и утверждения хозяйственным судом реестра требований кредиторов. С целью недопущения нарушения прав обеспеченных кредиторов Законом предусмотрена необходимость одобрения заключенного должником и кредиторами мирового соглашения обеспеченными кредиторами (статья 80 Закона).
Закон вступает в силу с 19.01.2013 г., за исключение отдельных его положений. В частности, положения Закона о процедуре официального обнародования сведений о деле о банкротстве на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет вступают в силу с 19.01.2014 г. До этой даты официальное обнародование сведений о деле о банкротстве осуществляется в официальных печатных органах (газетах "Голос Украины" или "Урядовый курьер").
Положения Закона применяются хозяйственными судами в рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления в силу, то есть с 19.01.2013 г. Вместе с тем положения Закона, регулирующие продажу имущества в производстве по делу о банкротстве (оценка имущества, подлежащего продаже; передачи активов должника, которые остаются непроданными к окончанию ликвидационной процедуры и т.д.), применяются хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу, то есть до 19.01.2013 г. При этом начатая до вступления в силу Закона процедура продажи имущества должника должна быть завершена в порядке, предусмотренном в предыдущей редакцией Закона, в случае если по состоянию на 19.01.2013 г. осуществлена публикация объявления о продаже имущества.
Положения Закона, которыми урегулирована ликвидационная процедура, применяются хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона, если в данный момент хозяйственным судом было принято постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Итак, рассмотрение дела о банкротстве по новой редакции Закона осуществляется согласно постановлению о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. При этом правовые основания принятия постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры определяются в соответствии с ранее действовавшей редакции Закона, а правовые последствия введения ликвидационной процедуры - по его новой редакции. В связи с осуществлением перехода к применению новой редакции Закона необходимо привести реестр требований кредиторов в соответствии с требованиями статьи 45 Закона в новой редакции и с учетом его требований решить вопрос переизбрания представительных органов кредиторов (собрания кредиторов и комитета кредиторов).
Также, внесен ряд изменений в Закон Украины "Об исполнительном производстве". Это, в частности, касается запрета на реализацию заложенного имущества должника и введение такого основания приостановления исполнительного производства, как утверждение плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве (статья 37 Закона Украины "Об исполнительном производстве").
По предписаниям статьи 49 Закона Украины "Об исполнительном производстве" в редакции Закона исполнительное производство заканчивается после официального обнародования постановления о признании должника банкротом, и с этого момента денежные требования к должнику по исполнительным документам погашаются в порядке, предусмотренном Законом. При этом исполнительные документы направляются в хозяйственный суд, который принял постановление о признании должника банкротом.
Статья 50 Закона Украины "Об исполнительном производстве" дополнена частью четвертой, которая определяет последствия окончании исполнительного производства в связи с официальным опубликованием сообщения о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Новеллой является то, что в этом случае исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению повторно, только если соответствующие денежные требования не считаются погашенными согласно с Законом. Приведенное возможно лишь в случае банкротства физических лиц-предпринимателей.