телефон +380 (50) 401 8444
Конституционным судом Украины при решении данного вопроса, отмечено, что защита прав всех субъектов права осуществляется судом и провозглашается именем Украины, а судебные решения провозглашенные им являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины (115 ХПК Украины).
Конституционный Суд Украины неоднократно отмечал что исполнение судебного решения является неотъемлемой частью права каждого на судебную защиту и включает, в частности, законодательно определенный комплекс действий, направленных на защиту и восстановление нарушенных прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц, общества, государства ( пункт 2 мотивировочной части Решения от 13 декабря 2012 г. № 18-рп/2012) невыполнение судебного решения угрожает сущности права на справедливое рассмотрение судом (пункт 3 мотивировочной части Решения от 25 апреля 2012 г. № 11-рп/2012).
Указанное согласуется с практикой Европейского суда по правам человека, который, в частности, в решении по делу "Шмалько против Украины" от 20 июля 2004 г. указал, что право на исполнение судебного решения является составляющей права на судебную защиту, предусмотренного статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, для целей которой исполнение решения, принятого любым судом, должно расцениваться как составляющая часть судебного разбирательства (пункт 43).
Таким образом, право на судебную защиту является конституционной гарантией прав и свобод человека и гражданина, а обязательное выполнение судебных решений - частью права на справедливую судебную защиту.
Исполнение решения хозяйственного суда осуществляется на основании изданного им приказа, являющегося исполнительным документом (часть первая статьи 116 ГПК Украины).
Конституционным содом Украины указано, что приказ воспроизводит резолютивную часть принятого хозяйственным судом решения и остается неизменным до полного выполнения или потери им юридической силы в случаях, установленных Кодексом.
Так, согласно статье 121 ХПК Украины в случае наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения или делающих его невозможным, по заявлению стороны, государственного исполнителя, прокурора или по своей инициативе хозяйственный суд, выдавший исполнительный документ, в исключительных случаях, в зависимости от обстоятельств дела , может отсрочить или рассрочить исполнение решения (часть первая) об отсрочке или рассрочке исполнения решения выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке (часть третья).
Конституционный Суд Украины в своем решении отмечает, что рассрочка исполнения решения суда, означает выполнение его частями, установленными судом, с определенным интервалом во времени. По смыслу части второй статьи 84 Кодекса сроки исполнения решения частями (уплата денежных сумм частями и т.п.) определяются судом.
В решении № 5-рп/2013 указано, что ХПК Украины предусмотрено две стадии, на которых суд может решать вопрос о рассрочке исполнения решения, а именно при решении дела по существу и при исполнении решения суда.
Конституционный Суд Украины также определил, что рассрочка исполнения решения должна основываться на принципах соразмерности и пропорциональности в целях обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников. Решая вопрос о рассрочке исполнения решения, суд не может изменять сути вынесенного по делу решения.
Итак, решая поднятый в конституционном обращении вопрос, Конституционный суд Украины пришел к выводу, что определение о рассрочке исполнения решения хозяйственного суда не является основанием для открытия нового исполнительного производства, а подлежит выполнению в ранее открытом на основании судебного приказа исполнительном производстве как процессуальный акт (документ), которым предоставляется рассрочка исполнения судебного решения.