Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей».

Законопроектом предлагается внести в Конституцию Украины следующие изменения:

1) предусмотреть в части третьей статьи 55 право каждого лица на справедливое и гласное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным законом.

2) изменениями в статьи 85, 125 предполагается закрепить, что определение сети судов, их образование, реорганизация и ликвидация осуществляется путем принятия закона.

3) изменениями к статьям 106, 126, 128 предлагается усовершенствовать порядок назначения и увольнения судьи. Предполагается, что судья суда общей юрисдикции назначается бессрочно Президентом Украины. При этом закрепляется, что решение главы государства о назначении судей или освобождения их от должности приниматься исключительно на основании и согласно представлению Высшего совета юстиции.

Поскольку пятилетний срок, на который судья назначался на должность впервые, отменяется, то из Конституции Украины исключаются полномочия Верховной Рады Украины об избрании судей на должности и увольнения их с должностей.

4) изменениями в статью 122 исключается положение о сроке полномочий Генерального прокурора Украины.

5) изменениями в статью 125 предлагается наделить Верховный Суд Украины полномочиями по обеспечению одинакового применения норм законодательства Украины всеми судами общей юрисдикции.

6) изменениями в части третьей статьи 126 предусматривается закрепить, что предоставление согласия на задержание или арест судьи осуществляться Высшим советом юстиции по представлению Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

7) изменениями в части пятой-седьмой статьи 126 осуществляется разграничение оснований для освобождения судьи от оснований для прекращения полномочий судьи, вводятся дополнительные основания для увольнения, а также изменяется порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины в связи с окончанием срока, на который он был назначен. Предельный срок пребывания в должности судьи предлагается повысить до 70 лет.

8) изменениями в статью 127 предлагается определить требования к лицам, которые могут претендовать на занятие должности судьи, а также устанавливается, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

9) изменениями в части второй статьи 128 предусматривается урегулировать порядок перевода судей, закрепить, что перевод судьи возможен только с его согласия, а перевод в суд высшей инстанции осуществляется только на конкурсной основе.

10) изменениями в статью 129 перечень принципов судопроизводства дополняется принципом автоматизированного распределения дел между судьями.

11) изменениями в статью 131 предлагается изменить полномочия и состав Высшего совета юстиции, закрепив, что 12 из 20 членов составят судьи, назначенные съездом судей Украины. Съезд адвокатов Украины и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений вправе назначить по два члена Высшего совета юстиции. По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель Конституционного Суда Украины, Председатель Верховного Суда Украины, Председатель Совета судей Украины и Генеральный прокурор Украины. При этом предполагается, что Генеральный прокурор Украины не участвует в голосовании при принятии Высшим советом юстиции решений относительно судей.

Кроме того, изменениями в статью 131 предлагается закрепить требование о составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины, где большинство должны составлять судьи, избранные съездом судей Украины.

12) Заключительные и переходные положения законопроекта содержат положения, призванные решить организационные и другие вопросы, которые могут возникнуть в случае принятия соответствующего законопроекта и которые направлены прежде всего на недопустимость ухудшения положения судей и лиц, получивших право на занятие судейской должности, в связи с изменением отдельных положений Конституции Украины.

Законопроект предусматривает вступление Закона в силу через девяносто дней со дня его опубликования, кроме положений о полномочиях Высшего совета юстиции давать согласие на задержание или арест судьи для которых устанавливается специальный порядок вступления в силу.

Принятие указанного законопроекта вызвано необходимостью усиления судейского самоуправления, как составной части правового государства, что в свою очередь приведет к совершенствованию функций по защите прав и свобод человека и гражданина.

Указанные в законопроекте изменения, должны дать возможность учесть рекомендации Европейской Комиссии "За демократию через право" (Венецианская Комиссия), которая в Заключении CDL-AD (2010) 026 от 18 октября 2010 и CDL-AD (2011) 033 от 18 октября 2011 года, предлагала усовершенствовать судебную систему в Украине.

Предложения, изложенные в этом законопроекте анализировались Европейской Комиссией "За демократию через право (Венецианская комиссия)" (Заключение CDL-AD (2013) 014 от 15 июня 2013).

Все предложенные изменения были изложены с учетом предыдущих выводов Европейской Комиссии "За демократию через право (Венецианская комиссия)", по совершенствованию судебной системы Украины и ограничении политизации при назначении судей и решении других вопросов.

В пункте 46 Рекомендации CM / Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности прямо указано, что орган, который принимает решение по отбору и повышения судей по службе, должен быть независимым от исполнительной и законодательной власти. Для обеспечения независимости такого органа как минимум половину его членов должны составлять судьи, избранные самими судьями.

Данный законопроект соответствует Европейской хартии о законе "О статусе судей" (пункт 1.3) которая определяет, что по каждому решению относительно отбора и назначения судьи на должность, повышение по службе или прекращения его полномочий законом должно быть предусмотрено вмешательство органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в составе которого не менее половины членов - судьи, избранные их коллегами, и в котором было бы гарантировано широкое представительство судейского корпуса.

Анализируя законопроект, можно сделать вывод, что принятие предложенных изменений будет способствовать усилению независимости судей, укреплению роли судей в решении вопросов, связанных с их деятельностью, уменьшению вмешательства в судебную систему других ветвей власти, а также позволит заложить основу для дальнейшего совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов судоустройства, судопроизводства и статуса судей в соответствии с международными стандартами.