телефон +380 (50) 401 8444
Законопроектом предлагается дополнить статью 1057-1 Гражданского кодекса Украины частью шестой, касательно применения положений настоящей статьи, если заемщиком (залогодателем) является юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. То есть, сферу действия этой противоречивой нормы предлагается не распространять на физических лиц, которые являются заемщиками, залогодателями (имущественными поручителями).
Внесение изменений в статью 1057-1 Гражданского кодекса Украины, вызвано следующим.
02.10.2012 года Верховной Радой Украины был принят в целом проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения хозяйственных обязательств" (№ 11029 от 25.07.2012р.; Субъект законодательной инициативы - Кабинет Министров Украины).
Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения хозяйственных обязательств" № 5405-VI вступил в силу 04.11.2012р. Как указано в пояснительной записке к законопроекту: "Законопроект разработан с целью защиты интересов кредиторов относительно выполнения перед ними обязательств со стороны заемщиков-юридических лиц и активизации кредитования в стране".
При подготовке законопроекта ко второму чтению, в тексте проекта, были исключены положения части шестой статьи 1057-1 (в редакции проекта, принятой в первом чтении) относительно наложения ареста на имущество заемщика, которым определялись юридические лица и физические лица-предприниматели.
Таким образом, положения указанной статьи 1057-1 стали распространяться на всех заемщиков, в том числе и на физических лиц, которые не являются субъектами хозяйственной деятельности, что выходит за пределы регулирования хозяйственных отношений, определенных Хозяйственным кодексом Украины, а также не является, исходя из названия законопроекта, предметом его регулирования и не было целью законопроекта.
Как следствие, в гражданское законодательство были внесены довольно противоречивые и нелогичные новеллы. Например, признание недействительным договора залога, который обеспечивал выполнение обязательства заемщика по кредитному договору, не освобождает имущество, которое было в залоге, а наоборот приводит к наложению на него ареста. То есть, если какое-либо лицо под влиянием обмана или под влиянием насилия заключило договор залога своего имущества (имущественный поручитель), обеспечив обязательства другого лица, то даже признание судом такого договора залога недействительным (ст.ст. 230, 231 ГК) не освободит такого имущественного поручителя от обязанности обеспечить чужое обязательство и отдать свое имущество. Очевидно такое положение является несправедливым.
Принятие предложенного законопроекта будет способствовать защите прав и законных интересов физических лиц, которые не являются субъектами хозяйственной деятельности, участвующих в кредитных отношениях в качестве заемщиков и залогодателей (имущественных поручителей).