Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 16.07.2013 г. № 986/12/13-13

16.07.2013 г. Высший административный суд Украины издал информационное письмо №986/12/13-13, в котором обращает внимание на следующее.

Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд только в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины (ч. 3 ст. 6 КАС Украины).

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 50 КАС Украины субъекты властных полномочий наделены правом на обращение с иском о принудительном выдворении из Украины иностранца или лица без гражданства.

Из содержания ч. 1 ст. 30 Закона Украины от 22 сентября 2011 года № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» усматривается, что постановление административного суда является основанием для принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства из Украины. Для этого центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере миграции, органы охраны государственной границы (в отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных ими в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины) или органы Службы безопасности Украины обращаются в административный суд с соответствующим иском.

Согласно ч. 2 ст. 162 КАС Украины в случае удовлетворения административного иска суд может принять постановление о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Украины.

Анализ и синтез приведенных норм права свидетельствует, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере миграции, органы охраны государственной границы и Службы безопасности Украины в этих правоотношениях имеют право на обращение в суд с иском только о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины, а административный суд имеет полномочия рассмотрения такого иска и компетенцию по принятию решения о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины.

Относительно рассмотрения исковых требований о задержании иностранца или лица без гражданства, то необходимо обратить внимание судов на то, что в соответствии с абзацем 3 ч. 2 ст. 162 КАС Украины суд по иску субъекта властных полномочий может принять другое постановление в случаях, установленных законом.

Однако, КАС Украины и другие законы Украины не дают право этим субъектам властных полномочий на обращение в административный суд с иском о задержании иностранца или лица без гражданства, так и административный суд лишен компетенции относительно рассмотрения такого иска.

Таким образом, поскольку законодательством не установлено право субъектов властных полномочий на обращение в суд с требованиями о задержании иностранца или лица без гражданства и административным судам не предоставлена компетенция на разрешение таких дел, то в случае подачи такого иска административный суд должен в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 109 КАС Украины отказать в открытии производства по административному делу или согласно п. 1 ч. 1 ст. 157 КАС Украины прекратить производство по делу.

Также, суд обращает внимание, что положения постановления Пленума Высшего административного суда Украины от 25 июня 2009 года №1 «О судебной практике рассмотрения споров относительно статуса беженца, выдворения иностранца или лица без гражданства из Украины и споров, связанных с пребыванием иностранца и лица без гражданства в Украине» (с изменениями и дополнениями) относительно рассмотрения и решения административными судами дел с исковыми требованиями о задержании иностранцев и лиц без гражданства в связи с их принудительным выдворением, учитывая изменения законодательства, учету при осуществлении правосудия не подлежат .