телефон +380 (50) 401 8444
В данном письме Высший хозяйственный суд Украины обращает внимание, что часть 4 статьи 10 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее - Закон) относит к подведомственности хозяйственных судов дела по спорам, связанным с имущественными требованиями к должнику, к которым следует также относить споры о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также споры, связанные с имущественными требованиями участников (акционеров) к должнику.
Заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве подается должником только при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов. При определении таких расходов следует учитывать необходимость выплаты вознаграждения арбитражному управляющему в минимальном размере не менее чем за двенадцать месяцев его работы, возмещение расходов на публикацию объявлений по делу и судебного сбора, уплаченного кредиторами. В случае отсутствия имущества, достаточного для покрытия судебных расходов, суд должен вернуть заявление должника о возбуждении производства по делу о банкротстве в связи с тем, что заявление не отвечает требованиям, указанным в Законе.
Суд обращает внимание на то, что должник может удовлетворить (частично или полностью) требования кредиторов до подготовительного заседания суда, поскольку мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится только по результатам подготовительного заседания хозяйственного суда. Если до подготовительного заседания требования кредитора (кредиторов) удовлетворены должником частично и общая сумма бесспорных денежных требований является меньше установленного Законом размера, суд отказывает в возбуждении производства по делу о банкротстве.
Денежные требования учредителей (участников) должника - юридического лица, которые возникли из такого участия, не подлежат признанию и включению в реестр требований кредиторов. Требования по возврату взносов членов трудового коллектива в уставной капитал предприятия удовлетворяются в ликвидационной процедуре в пятую очередь.
Статья 30 Закона содержит новеллу, связанную с согласованием плана санации обеспеченными кредиторами. Если все обеспеченные кредиторы возражают против согласования плана санации, другие кредиторы на собрании кредиторов могут принять одно из решений, предусмотренных частью 3 указанной статьи Закона, а именно: о выделении обеспеченных вещей из имущества должника, их продаже на аукционе в порядке, установленном Законом, и удовлетворении требований обеспеченных кредиторов за счет полученных от продажи средств, или принять решение о выкупе долга согласно сведениям реестра требований кредиторов.
В случае замещения активов создается хозяйственное общество, которому передаются все активы и имущественные права должника, в том числе уступаются права требования, с переводом на него пропорционально долгов по требованиям текущих кредиторов. Размер уставного капитала вновь созданного общества определяется как разница между стоимостью имущественных активов и стоимостью долгов по требованиям конкурсных кредиторов.
Удовлетворение должником в полном объеме требований кредиторов за счет суммы, вырученной в результате замещения активов и их продажи, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве должника по заявлению управляющего санацией в связи с утверждением отчета управляющего санацией.
Согласно статье 37 Закона ликвидационная процедура вводится сроком на двенадцать месяцев без возможности продления. С учетом обстоятельств конкретного дела и с целью обеспечения эффективной работы ликвидатора банкрота ликвидационная процедура может быть введена на срок менее12 месяцев.
Хозяйственный суду может установить периодичность (не реже одного раза в месяц) предоставления ликвидатором суду отчета о своей деятельности, сведений о финансовом положении и имуществе должника, а также о запланированных мероприятиях по продаже имущества должника.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ликвидатором своих обязанностей хозяйственный суд принимает меры, предусмотренные частью 12 статьи 41 Закона, а именно: прекращает полномочия ликвидатора и назначает нового ликвидатора.
С целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством прав органов государственной налоговой службы (в частности, по проведению проверки должника) постановление о признании должника банкротом должно направляться соответствующему органу.
Признание должника банкротом и открытие в отношении него ликвидационной процедуры не препятствует применению к должнику в дальнейшем процедур санации и мирового соглашения, за исключением упрощенной процедуры банкротства, предусмотренной статьей 95 Закона (банкротство должника, который ликвидируется собственником), поскольку целью введения последней является прекращение (ликвидация) хозяйствующего субъекта.
Если в ликвидационной процедуре участвует юридическое лицо, которому передаются в управление непроданные активы должника, то в этом случае должником и кредиторами заключается мировое соглашение, которое согласно предписаниям части 9 статьи 77 Закона подписывается руководителем такого юридического лица и должно предусматривать, в частности, удовлетворение денежных требований кредиторов на сумму стоимости имущества должника. Производство по делу о банкротстве в таком случае может быть прекращено только в связи с утверждением мирового соглашения. Расторжение и признание недействительным соответствующего мирового соглашения и восстановление требований кредиторов осуществляется на общих основаниях, установленных Законом.
После обнародования уведомления о признании должника банкротом заявления с денежными требованиями, которые возникли при проведении процедур банкротства, направляются кредиторами непосредственно в хозяйственный суд. Согласно Закона Украины «О судебном сборе» такие заявления оплачиваются судебным сбором.
Рассмотрение денежных требований кредиторов в ликвидационной процедуре осуществляется хозяйственным судом в том же порядке, что и денежных требований, заявленных на основании статьи 23 Закона (для конкурсных кредиторов). По результатам рассмотрения денежных требований кредиторов хозяйственным судом утверждается реестр требований кредиторов и формируются представительные органы кредиторов.
С целью предотвращения нарушения прав кредиторов хозяйственный суд в соответствии с частью 10 статьи 41 Закона может обязать ликвидатора предоставлять информацию о продаже имущества должника (об условиях, порядке и очередности продажи).
Организатор аукциона согласно части 6 статьи 49 Закона определяется заказчиком аукциона по конкурсу. Действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по проведению торгов, поэтому организатором аукциона может быть лицо, которое в соответствии с учредительными документами имеет право на осуществление такой деятельности. Хозяйственный суд обязан проверять порядок определения организатора аукциона.
Если обнародование объявления о проведении аукциона на сайте государственного органа по вопросам банкротства и Высшего хозяйственного суда Украины не осуществлено в порядке, предусмотренном Законом (в частности, по техническим причинам), хозяйственный суд по ходатайству арбитражного управляющего, комитета кредиторов или по собственной инициативе может обязать организатора аукциона разместить соответствующее объявление в официальных печатных органах (газетах «Голос Украины» или «Урядовый курьер») с указанием адреса веб-сайта организатора аукциона, на котором размещен полный текст объявления со сведениями, предусмотренными Законом.
Возбуждение производства по делу о банкротстве должника, который ликвидируется собственником, осуществляется в подготовительном заседании суда по результатам проверки судом соблюдения заявителем порядка ликвидации юридического лица в соответствии с гражданским и хозяйственным законодательством и требований части 4 статьи 11 Закона о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов.
Решение вопроса о признании банкротом такого должника и назначении ликвидатора должно осуществляться в судебном заседании, которое проводится не позднее четырнадцати дней после возбуждения производства по делу, на котором судом проверяется предоставленный ликвидационный баланс должника и устанавливается факт недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидатором должника, который ликвидируется собственником, может быть председатель ликвидационной комиссии или арбитражный управляющий, который назначается в порядке, установленном Законом для назначения распорядителя имущества, то есть кандидатура арбитражного управляющего на назначение ликвидатором определяется судом с помощью автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве (часть вторая статьи 95 Закона).
Назначение председателя ликвидационной комиссии ликвидатором должника, который ликвидируется собственником, осуществляется хозяйственным судом в исключительных случаях (в зависимости от конкретных обстоятельств дела), поскольку председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) подпадает под признаки заинтересованного лица относительно должника и в соответствии с частью 6 статьи 95 Закона несет солидарную ответственность за неудовлетворение требований кредиторов.
Заявления кредиторов с денежными требованиями к должнику, который ликвидируется собственником, подаются непосредственно в хозяйственный суд и оплачиваются судебным сбором. Рассмотрение денежных требований кредиторов в ликвидационной процедуре осуществляется хозяйственным судом в том же порядке, что и денежных требований, заявленных на основании статьи 23 Закона (требования конкурсных кредиторов). По результатам рассмотрения денежных требований кредиторов хозяйственным судом утверждается реестр требований кредиторов.
В зависимости от количества кредиторов и/или значительных имущественных активов должника, который ликвидируется собственником, в деле о банкротстве могут быть созданы представительные органы кредиторов по решению хозяйственного суда.
В случае прекращения производства по делу о банкротстве на основании пункта 11 части 1 статьи 83 Закона (если хозяйственным судом не установлены признаки неплатежеспособности должника) уплата денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего возлагается на кредитора, по заявлению которого возбуждено производство по делу.