Проект Закона Украины « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности».

Целью данного законопроекта является обеспечение совершенствования системы управления объектами государственной собственности, создание благоприятных условий для оптимизации структуры государственного сектора экономики и внедрение рыночных методов управления объектами государственной собственности. Законопроектом предлагается внести изменения в Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины "О хозяйственных обществах", Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества", Закон Украины "О приватизации государственного имущества", Закон Украины "О холдинговых компаниях в Украине", Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности", Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", Закон Украина "О Фонде государственного имущества".

Статью 89 ХК Украины предлагается дополнить положением о том, что особенности управления хозяйственным обществом, в уставном капитале которого есть корпоративные права государства, определяются Законом Украины "Об управлении объектами государственной собственности".

Предлагается расширить статью 23 Закона Украины "О хозяйственных обществах" относительно органов управления обществом и их должностных лиц. Так, в состав коллегиального исполнительного органа (дирекции) хозяйственных обществ (кроме акционерных) могут включаться независимые директора. Независимый директор - это член коллегиального исполнительного органа (дирекции), который не имеет каких-либо деловых, родственных или других связей с должностными лицами общества и не является или не был в течение последних трех лет председателем или членом исполнительного органа, ревизионной комиссии общества, должностным лицом органов управления дочерних предприятий общества.

Независимым директором не может быть лицо, которое:

- является аффилированным лицом общества или лиц, являющихся сторонами по сделкам с обществом, совокупный объем которых в течение года превышает 5 процентов балансовой стоимости активов общества на начало финансового года;

- получает от общества любые доходы, за исключением доходов в виде вознаграждения за выполнение функций члена дирекции;

- является владельцем доли более 5 процентов уставного капитала общества (самостоятельно или совместно с аффилированными лицами);

- является государственным служащим;

- является аудитором общества или был им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в состав дирекции;

- участвует в аудите общества как аудитор, работающий в составе аудиторской организации, или участвовал в таком аудите в течение трех лет, предшествовавших его избранию в состав дирекции.

Квалификационные требования, правила отбора и оценки эффективности деятельности независимых директоров определяются в уставе хозяйственного общества. Независимый директор является членом коллегиального исполнительного органа (дирекции) и имеет равные права и обязанности с другими его членами.

Осуществляя полномочия члена коллегиального исполнительного органа (дирекции), в частности голосуя на заседаниях, независимый директор руководствуется собственным профессиональным опытом целесообразности принятия соответствующих решений.

С независимым директором заключается гражданско-правовой договор.
Независимый директор осуществляет свои полномочия с соблюдением условий заключенного с ним договора и устава общества.

Законопроектом расширен перечень объектов аренды государственного и коммунального имущества, которое может быть передано в аренду без права выкупа арендатором и передачи в субаренду, в который включается и недвижимое имущество судебных, правоохранительных и таможенных органов, которое не используется указанными органами для осуществления своих функций. Передача такого имущества в аренду допускается при условии, что общая площадь недвижимости таких органов, которая не передается в аренду, в полном объеме обеспечивает выполнение возложенных на них задач.

Статью 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" дополнено положением о том, что не подлежат приватизации государственные пакеты акций акционерных обществ, созданных путем корпоратизации государственных предприятий, включенных в Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации.

Кроме того, предлагается расширить полномочия Кабинета Министров Украины относительно управления объектами государственной собственности , в том числе в части принятия решения о преобразовании предприятий, не подлежащих приватизации, в государственные акционерные общества .

Законопроектом также предлагается внести изменения в ст. ст. 6, 7-1 Закона Украины "О холдинговых компаниях в Украине". Так, инициатор создания государственной холдинговой компании предоставляет органу, уполномоченному управлять государственным имуществом, в том числе соответствующее технико-экономическое обоснование (бизнес-план) вместе с другими документами, предусмотренными решением Кабинета Министров Украины.

Полномочия по управлению корпоративными правами государства относительно государственной холдинговой компании, в том числе вопрос о передаче соответствующим субъектам управления, осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины "Об управлении объектами государственной собственности", других актов законодательства по вопросам управления корпоративными правами государства как объектами государственной собственности.

Уставный капитал Государственной управляющей холдинговой компании формируется за счет принадлежащих государству пакетов акций, долей размером более 50 процентов уставного капитала хозяйственных обществ, акций государственных холдинговых компаний, а также дополнительных вкладов в форме имущества, средств и нематериальных активов, необходимых для обеспечения ее деятельности.

Многочисленные изменения и дополнения предлагается внести в Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности". Так, к объектам управления государственной собственности относится, в частности, государственное имущество, используемое для обеспечения деятельности Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и других органов, управление которым осуществляется в порядке, определенном настоящим Законом и/или отдельными законами; имущество, которое было приватизировано, отчуждено или выбыло из государственной собственности с нарушением законодательства и возвращается в государственную собственность по решению суда.

Управление хозяйственными организациями, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, осуществляется субъектами управления объектами государственной собственности путем назначения уполномоченных представителей государства. Уполномоченному представителю государства предоставляется доверенность на представительство и задание на голосование по вопросам повестки дня общего собрания и заседаний наблюдательных советов хозяйственных обществ.

Субъекты управления объектами государственной собственности в срок не позднее 1 августа года, следующего за отчетным, представляют центральному органу исполнительной власти по вопросам формирования государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и обеспечения реализации единой государственной налоговой и таможенной политики, а также центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности, информацию о каждом хозяйственном обществе, которое имеет задолженность по уплате дивидендов в Государственный бюджет Украины, и размер этой задолженности.

Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности" предлагается дополнить ст . 11-2  «Особенности управления хозяйственными обществами, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства». Так, в акционерных обществах, в уставном капитале которых есть государственная доля, создание наблюдательного совета является обязательным независимо от количества акционеров. В состав наблюдательных советов акционерных обществ, в уставном капитале которых есть государственная доля, могут включаться независимые члены наблюдательных советов.

Решение о назначении независимых членов наблюдательных советов акционерных обществ инициируется уполномоченными органами управления в соответствии с законом. Независимый член наблюдательного совета – это член наблюдательного совета, который не имеет каких-либо деловых, родственных или других связей с должностными лицами общества и не является или не был в течение последних трех лет председателем или членом исполнительного органа общества, ревизионной комиссии общества, должностным лицом органов управления дочерних предприятий общества.

Ограничения, согласно которым лицо не может быть независимым членом наблюдательного совета акционерного общества, аналогичны ограничениям, установленным данным законопроектом для независимого директора хозяйственного общества. 

Количество независимых членов наблюдательного совета определяется в уставе акционерного общества. Количество независимых членов наблюдательного совета акционерного общества, 100 процентов акций которого находятся в государственной собственности, не превышает 10 процентов количественного состава наблюдательного совета. Включение независимых членов наблюдательных советов в состав наблюдательных советов осуществляется по результатам конкурсного отбора.

Независимыми членами наблюдательного совета в акционерных обществах, в уставном капитале которых государственная доля превышает 50 процентов, могут быть физические лица, которые имеют полное высшее образование и опыт работы не менее трех лет в составе наблюдательных советов или исполнительных органов акционерных обществ или на руководящих должностях компаний по управлению активами, корпоративных фондов, финансовых учреждений.

Требования к независимым членам наблюдательных советов в акционерных обществах, в уставном капитале которых государственная доля превышает 50 процентов, утверждаются Кабинетом Министров Украины .

С независимым членом наблюдательного совета заключается гражданско-правовой договор. Независимый член наблюдательного совета осуществляет свои полномочия с соблюдением условий заключенного с ним договора и устава общества. Квалификационные требования, правила отбора и оценки эффективности деятельности независимых членов наблюдательного совета определяются в уставе общества и в соответствии с законом. Независимый член наблюдательного совета акционерного общества имеет равные права и обязанности с другими ее членами.

Осуществляя полномочия члена наблюдательного совета общества, в частности голосуя на его заседаниях, независимый член наблюдательного совета руководствуется собственным профессиональным опытом целесообразности принятия соответствующих решений. В своей деятельности независимый член наблюдательного совета руководствуется принципом лояльности к акционерному обществу, который заключается в обеспечении приоритетности интересов общества как субъекта хозяйствования (в случае возникновения конфликта интересов с его акционерами) и реализуется независимым членом наблюдательного совета в пределах полномочий и способом, которые определены законом и уставом общества.

Независимые члены наблюдательных советов голосуют по всем вопросам, включенным в повестку дня заседания наблюдательного совета.

В хозяйственных обществах (кроме акционерных), в уставном капитале которых есть государственная доля, создание коллегиального исполнительного органа (дирекции) является обязательным. В состав коллегиального исполнительного органа (дирекции) хозяйственных обществ (кроме акционерных), в уставном капитале которых есть государственная доля, могут включаться независимые директора.

Решение о назначении независимого директора инициируется уполномоченными органами управления в соответствии с законом. Включение независимых директоров в состав коллегиального исполнительного органа (дирекции), осуществляется по результатам конкурсного отбора.

Требования к независимым директорам в хозяйственных обществах (кроме акционерных), в уставном капитале которых государственная доля превышает 50 процентов, утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Конкурсный отбор независимых членов наблюдательных советов и независимых директоров осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности, в установленном им порядке.

Должностным лицам субъектов управления, которые выполняют задачи по управлению объектами государственной собственности, в том числе в части проработки вопросов согласования хозяйственных решений органов управления государственных предприятий или по управлению корпоративными правами государства в пределах полномочий члена, председателя наблюдательного совета или председателя ревизионной комиссии хозяйственного общества, в уставном капитале которого есть корпоративные права государства, может выплачиваться вознаграждение. Порядок предоставления, условия и размер вознаграждения определяются Кабинетом Министров Украины.

В Закон Украины "О Фонде государственного имущества" предлагается внести изменения , согласно которым Фонд государственного имущества Украины предоставляет центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности в установленном этим органом порядке отчеты о выполнении функций по управлению объектами государственной собственности (в том числе корпоративными правами государства) информацию о показателях финансового плана предприятий, учреждений и организаций, а также хозяйственных обществ, которые принадлежат к сфере его управления.

Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" предлагается дополнить статьей 141-1 «Особенности управления объектами государственной собственности в системе обеспечения функционирования судебной власти».

Так, к объектам управления государственной собственности в системе обеспечения функционирования судебной власти принадлежит государственное имущество, закрепленное за Конституционным Судом Украины, Верховным Судом Украины, высшими специализированными судами; судами общей юрисдикции, Высшей квалификационной комиссией судей Украины, органами судейского самоуправления, Национальной школой судей Украины; государственными коммерческими предприятиями, учреждениями и организациями, которые образованы Государственной судебной администрацией Украины .

Субъектами управления объектами государственной собственности в системе обеспечения функционирования судебной власти является Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, высшие специализированные суды - в отношении закрепленного за ними государственного имущества; Государственная судебная администрация Украины - в отношении государственного имущества, которое закреплено за Государственной судебной администрацией Украины, судами общей юрисдикции, органами судейского самоуправления, государственными коммерческими предприятиями, учреждениями и организациями, которые ей образованы; Высшая квалификационная комиссия судей Украины - в отношении закрепленного за ней государственного имущества, а также в отношении госимущества, которое закреплено за Национальной школой судей Украины.

Государственное имущество, закрепленное за Конституционным Судом Украины, Верховным Судом Украины, высшими специализированными судами, может быть объектом передачи между такими судами по их взаимному согласию. Списание и отчуждение такого государственного имущества осуществляется упомянутыми субъектами в установленном законодательством порядке. Государственное имущество, закрепленное за судами общей юрисдикции, может быть объектом передачи между такими судами по их взаимному согласию и по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины. Государственное имущество, закрепленное за судами общей юрисдикции, органами судейского самоуправления, может быть передано в аренду, списано, отчуждено такими субъектами с согласия Государственной судебной администрации Украины. Государственное имущество, закрепленное за Государственной судебной администрацией Украины, Высшей квалификационной комиссией судей Украины, может быть списано, отчуждено упомянутыми субъектами в установленном законодательством порядке. Государственное имущество, закрепленное за Национальной школой судей Украины, может быть передано в аренду, списано, отчуждено с согласия Высшей квалификационной комиссии судей Украины.