Информационное письмо ВАСУ от 11.09.2013 г. № 1237/12/13-13

Из содержания статей 19-21 Закона усматривается, что надзор за соблюдением и применением законов осуществляется прокуратурой, в частности путем проведения проверок, порядок проведения которых установлен статьей 21 Закона.

Согласно части первой настоящей статьи проверки проводятся по письменным обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора. При этом проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениям и запросам депутатов всех уровней, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, проводятся только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам.

Из этой нормы следует, что основанием для проверки является письменные обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, при условии, что они рассмотрены компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или не принятие ими в установленные сроки решений по этим вопросам.

Также проверка может проводится по собственной инициативе прокурора.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения о порядке проведения органами прокуратуры проверок при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов, утвержденного приказом Генерального прокурора Украины от 12 ноября 2012 № 111 (далее - Положение ) основаниями для проведения проверки прокурором по собственной инициативе есть данные, свидетельствующие о возможных нарушениях законности.

Выводы о наличии оснований для проведения проверки могут быть сделаны по результатам проведенных анализов, обобщений, обработки информации о состоянии законности, изучения актов и материалов органов государственного надзора (контроля), материалов рассмотрения судами гражданских, административных, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях, материалов уголовных производств, информационных баз данных государственных органов, сообщений в средствах массовой информации, сети Интернет и из других источников, которые можно отображать в:

- поручениях Генерального прокурора Украины, предоставленных в пределах компетенции поручениях его первого заместителя, заместителей, прокуроров Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, областей и приравненных к ним прокуроров , их первых заместителей и заместителей;

-  приказах Генерального прокурора Украины;

-  планах работы органов прокуратуры;

- решениях коллегий Генеральной прокуратуры Украины, прокуратур областного уровня;

-   решениях совещаний у руководителей органов;

- поручениях прокуратуры другого региона о проведении проверки, требующих совершения отдельных действий в пределах полномочий, предусмотренных статьей 20 Закона Украины «О прокуратуре»;

-   других организационно - распорядительных документах.

Часть третья статьи 21 Закона предусматривает, что для осуществления проверки прокурор принимает постановление, в котором указывает основания, свидетельствующие о возможных нарушениях законности, и обосновывает совершение действий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части первой статьи 20 настоящего Закона. Не допускается проведение проверки без предоставления копии указанного постановления представителю предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическому лицу - предпринимателю.

Суды должны учитывать, что в соответствии с Положением представителем предприятия, учреждения, организации является уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, которое возглавляет или входит в состав руководящих органов предприятия, учреждения, организации, а также владелец предприятия, физическое лицо - предприниматель или физическое или юридическое лицо, которое в установленном законом порядке уполномоченное действовать от их имени (абзац пятый пункта 1.2 Положения).

Порядок предоставления копии постановления о назначении проверки установлено пунктами 4.4, 4.5 Положения, согласно которым копия постановления о проведении проверки предоставляется представителю предприятия, учреждения, организации, физическому лицу-предпринимателю лично или путем передачи в подразделение  которое осуществляет регистрацию входящих документов объекта проверки, направляется по почте или предоставляется в любой другой способ.

В случае уклонения представителя объекта проверки от личного получения постановления прокурором, который его предоставлял, в постановлении делается отметка об этом. Уклонение представителя объекта проверки от получения постановления не останавливает проведения прокурорской проверки.

Учитывая изложенное, доказательством предоставления (получения) копии постановления о проведении проверки объекта проверки может быть расписка, регистрационный штамп т.д., отметка об уклонении представителя объекта проверки от личного получения постановления. Доказательствами предоставления (получения) такого постановления, направленного по почте, есть документы, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 № 270.

При рассмотрении таких дел суды должны учитывать, что постановление о проведении проверки является актом одноразового применения и исчерпывает свое действие фактом ее выполнения.

Согласно статье 23 Закона прокурор вправе вносить представления, которые являются актами реагирования на выявленные нарушения закона.

Согласно части пятой настоящей статьи в случае отклонения представления в целом или частично или несообщение прокурора о результатах рассмотрения представления, а также, если представление не вносилось, прокурор может обратиться в суд для:

1) признания незаконным правового акта соответствующего органа полностью или в отдельной его части;

2) признания противоправным решения или отдельных его положений и об отмене или признании недействительным решения или отдельных его положений;

3) признания противоправными действий или бездействия, обязательства совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.

Эти требования корреспондируют положению части пятой статьи 105 и абзаца одиннадцатого части второй статьи 162 КАС Украины, согласно которым административный иск субъекта властных полномочий может содержать другие требования в случаях, установленных законом, а суд по иску субъекта властных полномочий может принять другое постановление в случаях, установленных законом.

Невнесение представления не исключает возможности обращения прокурора в суд.

Обращаясь в суд с требованиями, предусмотренными частью пятой статьи 23 Закона, прокурор действует как должностное лицо органа государственной власти. Учитывая указанное, такие дела, независимо от статуса ответчика, предметно подсудны окружным административным судам.

В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Украины прокурор, обращающийся в административный суд в интересах государства, в исковом заявлении (представлении) самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также отмечает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях. В случае отсутствия такого органа или отсутствия у него полномочий по обращению в административный суд прокурор указывает об этом в исковом заявлении и в таком случае прокурор приобретает статус истца.

Анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что отсутствие в исковом заявлении информации о содержании нарушения интересов государства, наличия или отсутствия органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях, является недостатком искового заявления и основанием для оставления такого искового заявления без движения.